Поразительна иной раз быстротечность времени. Кажется, совсем недавно стучали касками шахтёры на Горбатом мосту в Москве, а ярославские рабочие держали железную дорогу под угрозой перекрытия и звали Ельцина Бориса Николаевича присоединиться к этому занятию. А прошло с тех пор уже 10 лет. Выросло поколение, для которого кажутся невозможными полугодичные невыплаты зарплат на умирающих заводах, и как следствие этого – тысячи голодных людей, готовых в своём отчаянии на любые, самые решительные действия.
Время настало относительно благополучное, вполне сытое. Взирая в воскресенье из проезжающих машин и автобусов на странное скопление людей близ виадука у моторного завода, мало кто догадался, что за повод собрал их здесь, у костра, да ещё и с палатками. Только машинисты проезжающих поездов длинными гудками выражали свою солидарность.
Здесь, у палаток, на стендах– вся история ярославского рабочего пикета, вырезки из газет, листовки того времени, стоп-кадры телерепортажей и фотографии. Но основное – это воспоминания у костра участников того беспрецедентного, длиною почти в три месяца стояния у железной дороги, с требованиями не столько экономического, но главным образом–политического характера. Лозунги того времени: «Ельцину – разрушителю отечественной промышленности – всенародное презрение!», «Нет курсу реформ по разрушению Родины – России!», «Ельцин! Мы ждём тебя на рельсах», «Даёшь правительство народного доверия!»
Лето и осень девяносто восьмого были очень жаркими. Про то, что случился дефолт, многие помнят. Но и политическая жизнь в стране была крайне неспокойной. Напомним вкратце хронологию того «времени забастовок и пикетов».
В апреле проходит всероссийская акция протеста с требованием отставки правительства. В июле создаётся координационный совет забастовочного движения области, первая его акция – это поддержка бастующих шахтёров. В конце июля манифестация на Советской площади.6 августа поддержана инициатива стачкома ТМЗ об экономической блокаде Москвы. 24 августа пикет располагается вблизи станции Приволжье и уже оттуда не уходит до глубокой осени. По требованию пикетчиков дважды – 9 сентября и 8 октября – на дороге приостанавливается движение поездов. Позже ярославцы пикетируют здание Совета Федерации в Москве с требованием отставки президента.
Пройдёт год, и Ельцин с его беспокойной эпохой уйдут в историю. А как они были связаны – пикет и президент – и как повлияли друг на друга, рассудит время.