В апреле 2007 года ярославские потомки Верещагина (см. кф «Белое солнце пустыни»), защитники нашего устремлённого в будущее древнего города от контрабанды, проверяли груз мебели из Индонезии. И обнаружили две гигантские (под 1,5 метра каждая) раковины неведомых моллюсков. Стали разбираться, что это за чудо морское и с каких пор оно считается мебелью?
Выяснилось, что раковины очень ценные. Живёт в таких громадинах моллюск Tridacna gigas (гигантская тридакна). Среди моллюсков Тихого и Индийского океанов тридакна – достопримечательность, вроде Царь-пушки на Руси. Если не царь-раковина, то одно из лучших украшения дворца Нептуна – точно. Живёт эта сверх-ракушка лет по 300, сам моллюск достигает 30 килограммов веса, а вместе с полутораметровой раковиной тянет на четверть центнера.
В древности царь-ракушек в Океании безжалостно ели, а из раковин строили хижины. Позже стали распиливались раковины на круги-монетки – валюту островов Таити, Фиджи, Самоа и других райских уголков… Курс «ракушечных денег» был – на зависть любому евро: на одну «монетку» можно было купить свинью или несколько сотен кокосовых орехов. Если бы музей обратил подарок таможни в древние деньги, то мог бы закупить кучу кокосов высотой примерно с кремлёвскую стену.
Но время ушло, шанс упущен, сегодня раковины деградировали до состояния рубля – не конвертируются. Зато они – излюбленное украшение садов и дворов на Фиджи и Таити. В Европе «царь-раковины» ценятся настолько высоко, что установлены во многих католических храмах как сосуды для омовения.
Чтобы ввести этакую редкую «зверюшку» в Россию, требуется разрешение специального административного органа СИТЕС из Индонезии. Нужного документа у «мебельщиков» не нашлось, оставалось предполагать, что тридакны «как-нибудь сами заползли». Кировский суд Ярославля признал раковины собственностью Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования повелела передать океанских гигантов в музей. Теперь ярославцам, в принципе, можно на Таити и не ездить – всё своё…
Сами таможенники не без оснований расценивают передачу «царь-раковин» как выдающееся, достойное общественного внимания событие.