Сегодня во всём мире отмечается День защиты бездомных животных. Его учредили по предложению Международного общества защиты прав животных. В цивилизованных странах многое делается для их спасения. В России брошенные четвероногие друзья человека предоставлены самим себе. Даже их численность не знает никто.
Как пояснили в управлении охраны окружающей среды департамента городского хозяйства мэрии Ярославля, подсчитать всех уличных животных практически невозможно. Для этого нет ни денежных средств, ни людских ресурсов. Поэтому контроль за бездомными животными построен по принципу «здоров – не здоров».
В областном центре отловом бездомных собак и кошек занимается соответствующая служба, созданная при спецавтохозяйстве (САХ). Работают сотрудники САХ по заявкам ярославцев, поступившим на пульт службы и в территориальные администрации.
– Забирают не всех подряд, а только больных и агрессивных, – рассказал Анатолий Волошин, сотрудник управления окружающей среды. – Тех, которые могут быть опасны для других зверей и людей.
Как рассказал Анатолий Михайлович, был в Ярославле случай, когда дворняга не впускала и не выпускала жителей из подъезда. Пришлось вызвать спецбригаду. Собаку усыпили. Но убийство животного при отлове да ещё на глазах горожан – это исключительная мера, если уже другого выхода нет. Обычно стараются «действовать мягче», если можно так сказать об использовании сети или петли.
Пойманных животных работники бригады передают в руки ветеринаров областной станции по борьбе с болезнями животных. Здесь решают их дальнейшую судьбу. У большинства поступивших она одна и заканчивается смертью.
Только за июль на станцию сотрудниками спецбригады САХ были переданы 422 собаки и 27 кошек…
– Условий для того, чтобы животные могли жить у нас как в приютах, нет, – говорит Александр Лапин, ветеринар-эпизатолог областной станции. – На ветстанции в Дубках есть вольеры для собак. Но они под открытым небом, и долго в них содержать животных нельзя.
Сходятся собеседники в одном: если бы в Ярославле или районе появился приют, в котором могли бы жить бездомные животные и откуда бы при желании горожане смогли взять себе питомца, было бы здорово. Но на его создание нужны немалые деньги, а ещё энтузиасты, которые согласились бы взять на себя такую миссию. Как рассказал Анатолий Волошин, полтора года назад к ним обращались молодые люди, решившие организовать на окраине города звериный приют. К сожалению, начинание так и не удалось завершить.
Европейская конвенция о защите прав животных гласит: – Все животные имеют право на жизнь. – Человек, содержащий комнатных животных или присматривающий за ними, несёт ответственность за их здоровье и благополучие. – Человек, содержащий животное, обязан:а) обеспечивать его водой и кормом,б) выгуливать. – До 16 лет нельзя приобрести никакое комнатное животное без согласия родителей. – Запрещено изменять внешность животного посредством хирургических операций: рубить хвосты, обрезать уши, изменять голос, удалять клыки и когти. – Сокращение численности домашних безнадзорных собак и кошек может проводиться только путём стерилизации.
Но даже если звериный приют будет открыт, в нём окажутся далеко не все бездомные животные. А что же с остальными? Они так и будут попадать под колёса автомобилей, замерзать на улицах, становиться жертвами жестокости со стороны людей?
В развитых странах давно уже пришли к выводу: для того чтобы избавиться от проблемы, нужно устранять не следствие, а причину. В том, что по улицам города бродят бездомные собаки, а по подвалам жилых домов ютятся кошки, виноваты не животные, а люди, которые когда-то их приручили, а потом бросили.
В Европе эту проблему стараются решать комплексно, с применением экономических рычагов и разумных законов – от контроля рождаемости до цивилизованного захоронения умерших зверей. Существуют различные службы собаконадзора, системы регистрации и идентификации животных, базы данных, позволяющие найти потерявшегося питомца. В Германии, например, принят закон, запрещающий выбрасывать на улицу и самовольно убивать братьев наших меньших. Умерщвлять можно безнадёжно больных или агрессивных, однако принять такое важное решение вправе только ветеринар. За нарушение законодательства взимаются внушительные штрафы. У нас в стране, к сожалению, по-другому.
В каждом регионе, в каждом городе вопрос о бездомных животных решают по-своему. В Москве, например, создана структура, которая занимается строительством приютов, мониторингом численности ничейных собак и кошек. В городе разработана программа по отлову и стерилизации бродячих братьев меньших. Но в столице совсем другие финансовые возможности. Поэтому московский опыт по контролю численности бездомных животных переняли немногие города и регионы.
Несколько лет назад в Тамбове происходили поистине трагические события: был устроен тотальный отстрел уличных собак. И всё это – прямо под окнами жилых домов. Весь этот ужас видели и переживали вместе со взрослыми и дети. В Ярославле таких вопиющих случаев не было. Многие горожане сочувствуют ничейным животным, подкармливают уличных «жителей».
На протяжении последних трёх лет пенсионерка Вера Ивановна Федина вместе с соседками подкармливает пять кошек. Как говорит женщина, много этим бедолагам не нужно: немного кошачьего корма, иногда миску супа или каши.
– Они ведь тоже живые существа, – вздыхает пожилая женщина. – Как же их не пожалеть, не покормить... Коты не виноваты в том, что нерадивые хозяева оставили их на произвол судьбы.
В последнее время экологи единодушно говорят о том, что бездомные животные в городе были и будут всегда. Они – часть саморегулирующейся городской экосистемы, в которой каждый биологический вид занимает определённую нишу. В Лондоне, например, промышляют еноты-полоскуны и хорьки, в австрийских городах – хорьки и куницы, в российских – собаки и кошки. Численность популяции регулируется самой природой: бездомные животные плодятся ровно в том количестве, которое сможет прокормить город. Чем больше на улицах свалок с пищевыми отходами, тем больше животных появляется на свет. Отстреливать их бесполезно: на место убитых придут новые. Начинать нужно с воспитания в людях чувства ответственности за тех, кого они приручили, и ликвидации мусора, а не с убийства четвероногих.