Увы, наружное оформление различных организаций, к сожалению, далеко не всегда может порадовать хорошим дизайнерским решением. Выглядит всё зачастую весьма безвкусно. «Северный Край» не раз поднимал эту тему на своих страницах («Тротуар как зеркало жизни», «СК», 29 июня 2007 года; «Каждому чиновнику – по улице!», «СК», 8 августа 2007 года и ряд других материалов).
Как известно, исторический центр города внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому различным дизайнерским выкрутасам должно уделяться отдельное пристальное внимание. Особенно в контексте грядущего тысячелетия.
ЛОСКУТНЫЕ ОДЕЯЛА ЦЕНТРА
Идём по центральным улицам – живописная картина. Подряд могут попасться несколько магазинов, напоминающих бабушкино лоскутное одеяло.
Дом 92/63 на улице Большой Октябрьской – как раз такой пример. На первом этаже располагается магазин «Кухни». Часть фасада здесь выложена серой плиткой, над окнами – навес, выполненный в синих и стальных тонах. Всё это украшает красная вывеска. Рядом – магазин оптики. Навес над дверью уже прозрачный, держится на двух белых столбах. Вывеска ярко-жёлтого цвета, крыльцо сочетает в себе нежно-розовые и грязно-серые тона. Притом сам дом жёлтого цвета, а оставшаяся часть первого этажа – коричневая. Созерцать такую «красоту» неподалёку от старинной церкви Николы Мокрого и белоснежного «дома Иванова», построенных в XVII веке, – сомнительное удовольствие.
Ещё один интересный пример – дом № 58/22 по улице Республиканской. В одном из магазинов здесь дверь вопреки здравому смыслу открывается прямо на инвалидный пандус, а не в обратную сторону. Объехать её человеку на коляске невозможно. Часто встречаются вновь сделанные дверные проёмы, сбитые наличники на окнах и так далее. В общем, создаётся впечатление, что в город приехал балаганчик Карабаса Барабаса. Только когда закончатся гастроли – неизвестно.
Показателен угловой дом № 79/36 на пересечении проспекта Толбухина и улицы Свободы. Со стороны проспекта здесь есть несколько магазинов с абсолютно разными крыльцами. Кто как захотел, тот так и «самовыразился» (на снимке).
БОДАЛСЯ КОМИТЕТ С ФЕМИДОЙ
Ярославские историки рассказывают, что до революции городским уставом запрещалось загромождать тротуары. Нормировались высота зданий, окраска фасадов. Сегодня же – полная свобода действий. И в современном уставе города Ярославля, к сожалению, никаких специальных пояснений по поводу дизайна улиц нет.
В Кировском районе «переделанные» исторические дома очень бросаются в глаза. Интересно, что бы сказали бывшие владельцы зданий господа Оловянишников, Вахрамеев, Мосягин, узнав, что их дома теперь скорее напоминают расписные жостовские подносы, чем памятники архитектуры?
Председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Иосифович Аврутов пояснил, что в Жилищном кодексе указан целый перечень документов, которые необходимо оформить для перепланировки помещения (статья 26). Если собственник нарушает при этом определённые требования и осуществляет перепланировку самовольно, то по решению суда он обязан привести всё в прежнее состояние. Но собственник и сам может обратиться в суд с целью узаконить перепланировку.
Случается, что Фемида принимает решение в его пользу. В том числе и по «историческим» зданиям. Беспрецедентный случай был, например, с домом № 8 по улице Ушинского. Там, правда, речь шла об обычной квартире, а не торговой точке. Но сути дела это не меняет. Владелец осуществил серьёзную перепланировку: увеличил размеры окон. Комитет историко-культурного наследия обратился в суд с иском к собственнику квартиры и с требованием вернуть всё в первоначальное состояние. Но ответчик оказался не промах и даже нанял экспертов для того, чтобы те оценили ситуацию. Представители комитета тоже обратились к специалистам. Но суд всё равно принял решение в пользу «архитектора-самоучки». Более того, служители Фемиды посчитали, что здание вообще не является памятником, хотя подобными оценками занимаются другие ведомства.
Другой пример – дом № 18 на улице Республиканской. Представители одной из организаций самовольно пробили дверь, которой раньше не было. Обратились за согласованием в комитет, который, естественно, отказал. Выходит, что следующей инстанцией тоже будет суд. А в это время по-прежнему будут прорубаться двери, сбиваться наличники и проводиться другие неприятные для исторического лица города «косметические» работы.
К сожалению, исключительно «косметикой», как видно, дело заканчивается не всегда. Зачастую доходит до грубого «хирургического вмешательства». Притом бережным отношением к городу не отличаются и заезжие «купцы». Бывают случаи, когда московские или питерские коммерсанты, которым уже давно стало тесно в рамках обеих столиц, дорвавшись до провинциальных рынков, творят с домами в центре абсолютное безобразие. Полная переделка фасадов – самая безобидная вещь.
– Представители комитета часто пишут предписания в адрес арендатора или собственника, – говорит Юрий Иосифович. – В нём требуют или приостановить работы, или разработать соответствующую документацию, или получить разрешение. Существует так называемое охранное обязательство. Там прописаны многие вопросы и обязанности. Но те, кто осуществляют перепланировку, не всегда его соблюдают и продолжают самовольничать.
Обращаются чиновники и в прокуратуру. Но этот процесс часто оказывается затяжным. В результате усилия по восстановлению облика исторического центра оказываются тщетными. А балаган на улицах остаётся.
КРЫЛЬЦО ПОПЕРЁК ТРОТУАРА
А что скажут независимые специалисты-архитекторы, не связанные ведомственными рамками? Какие существуют ограничения, касающиеся перепланировки и наружного оформления различных организаций?
Архитектор Ольга Александровна Мазанова отмечает, что встречаются качественные примеры рекламы и наружного оформления зданий, где работали дизайнеры высокого уровня. Но всегда нужно учитывать особенности здания, облик находящихся рядом домов, витрины. Это целое искусство. Поэтому любой проектировщик, оформляющий торговые точки, витрины и даже простые вывески, должен быть профессионалом.
Ольга Александровна приводит в качестве примера различные магазины на улице Свободы. К магистральной улице города предъявляются особые требования. Но в одном месте здесь ширина тротуара составляет всего 1,5 метра, что для подобной городской артерии – нонсенс. В другом месте парковка расположена всего в двух метрах от здания, хотя это тоже не соответствует нормативам. Есть много примеров, когда не по правилам сделаны инвалидные пандусы. Вообще, у улиц должны быть чёткие границы, «красные линии». Существует и понятие так называемого «общественного сервитута». Дороги, транспортные коммуникации, инженерные сооружения под застройку отдавать нельзя. Более того, занимающие половину тротуара крыльца или ограждения могут создавать угрозу безопасности. Например, зимой с них могут падать сосульки. И приходится обходить всё это сосулечное «великолепие» по проезжей части.
ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ
Эстетический вопрос «нравится – не нравится», по большому счёту, очень сложный. Но если есть документы, определённые правила, то должна быть и организация, которая контролирует их выполнение. Кто следит за сохранением архитектурного и исторического облика зданий и отвечает за их перепланировку и наружное оформление? И может в случае нарушений власть употребить?
Сначала мы позвонили архитектору Кировского района Инне Владимировне Михалёвой. Оттуда нас направили в Управление земельных ресурсов. Но там ответили, что это не их профиль работы и предложили обратиться в департамент архитектуры и развития территорий города. После нескольких настойчивых звонков мы так и не получили оттуда внятного ответа на, казалось бы, несложный и вполне конкретный вопрос.
Обратились и в Государственную жилищную инспекцию Ярославской области. Там ответили, что ясность может внести инспекция государственного строительного надзора региона. Сделав звонок и туда, получили информацию, что инспекция занимается в основном крупными объектами, имеющими определённую площадь. Далее нас снова направили в уже знакомый департамент архитектуры. Кстати сказать, туда советовали обращаться и в Союзе архитекторов. В итоге получился замкнутый круг и полная неясность с ответственностью.
Бальзак сказал однажды, что «архитектура – выразительница нравов». Вот и получается, что дело, видимо, в нравах.