КОВАРНЕЕ ОБЫЧНОГО...
Пиво в общественном мнении – почти не алкоголь. Потребность выпить пива не вызывает такую тревогу у человека, как потребность в водке. Есть даже специальный термин – пивной алкоголизм, который развивается более вкрадчиво, чем водочный. Но уж когда разовьётся, то это является тяжёлым заболеванием.
Определение «пивной алкоголизм» в медицине несколько искусственное. Это такой же алкоголизм, просто на ранних стадиях. Обычно человек с пивным алкоголизмом медленно, но верно переходит на более крепкие напитки, так как они дешевле. Болезнь у каждого развивается индивидуально, но, в среднем, началом зависимости можно считать употребление бутылки пива и более чаще двух – трёх раз в неделю. Процесс этот медленный, может занимать – разумеется, индивидуально – от двух до пяти лет. Однако в связи со снижением умственных способностей человек, скорее всего, не осознает изменений, которые с ним происходят.
В то же время окружающим трезвенникам весьма трудно не заметить влияние алкоголя. У постоянно пьющего появляется «пивной живот», отекает лицо, шелушится кожа. Регулярное потребление пива стимулирует выделение женских половых гормонов, то есть у мужчин расширяется таз и увеличивается грудь, а у женщин в связи с увеличением уровня гормонов повышается вероятность рака. То самое пиво, которое в совсем небольших количествах может улучшать аппетит и обмен веществ, при регулярном распитии быстрее и тяжелее водки поражает клетки головного мозга, приводит к расстройствам работы сердца, гепатитам и, как и любой алкоголь, к циррозу печени. Несмотря на то, что этот напиток очень калориен, набор веществ в нём не сбалансирован. Врачи утверждают, что пиво также вымывает из организма витамин В и другие полезные вещества. То же касается и безалкогольного пива: процедура очистки его от спирта такова, что потребителю остаются тяжёлые спирты – сивушные масла. Токсикологическое действие безалкогольного пива хоть и выражено в меньшей мере, но всё равно сохраняется.
Врачи однозначно утверждают, что бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Пивной алкоголизм – это тяжёлый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. Как бы там ни было, пока не существует, да и вряд ли появится препарат, который однозначно вызывал бы отвращение к алкоголю. Ведь кроме устранения биологических последствий, важно, чтобы человек осознал, что болен и что должен лечиться, но этой стороной вопроса занимаются почему-то не медики или наркологи, а психологи и психиатры.
РЕКЛАМНОЕ НАШЕСТВИЕ
Теперь немного о причинах повального увлечения молодёжи пивом. Говорим мы в основном о молодёжи, поскольку юноши и девушки с пивом на улице встречаются гораздо чаще взрослых солидных людей, не говоря уже о пенсионерах. Что же касается повальности увлечения, то за доказательствами далеко ходить не надо – достаточно просто выйти на улицу. Более того, предложения «давай встретимся вечером» или «давай куда-нибудь вместе сходим» в молодёжной среде уже давно и основательно заменены выражением «идём на пиво». Причём вовсе не обязательно, что речь идет именно о питии пива – под этой фразой может скрываться поход в кино или безмятежная прогулка (с пустыми руками!) по ближайшему парку.
Итак, о причинах. Они, собственно, понятны: пиво – чудесно освежающий, вкусный (хотя, конечно, кому как), относительно дешёвый и расслабляющий напиток. Именно благодаря всем этим свойствам пиво принялись активно изготавливать и... рекламировать. Реклама играет стратегическую роль в пропаганде пивопития и потребления алкогольных напитков вообще. Это производит на людей тяжёлое впечатление, особенно на молодёжь и подростков. Хуже всего то, что эта реклама агрессивная и в то же время качественная – она в самом деле может влиять на сознание молодёжи. Более разумно было бы размещать её в специализированных магазинах, местах продажи.
Исследования Всемирной организации здравоохранения показали, что запрет рекламы алкогольных напитков может уменьшить потребление на 5 – 8 процентов, что, в свою очередь, приведёт к уменьшению количества несчастных случаев, преступлений, самоубийств.
НЕЧЕМ ЗАНЯТЬ РУКИ И МОЗГИ
Реклама пива, как и любая другая реклама, основывается на базовых человеческих потребностях. «Пивные» рекламисты взяли курс на окучивание, в первую очередь, молодёжи – ещё совсем недавно именно молодые лица мелькали на экранах вперемешку с бутылками; находили настоящих друзей, большую любовь; весело, ярко, полноценно проводили время в компании. Как отмечают эксперты, в последние годы среди пьющих пиво стало гораздо больше женщин и ещё больше подростков, студентов. «Продается уже не пиво, продаётся стиль жизни, – рассказывает кандидат психологических наук Ирина Головнева, – красивой, лёгкой жизни. Именно с элементом лёгкости, раскованности ассоциируется пиво. Для взрослых людей это не так важно, как для молодёжи. В то же время реклама не напоминает, а общество забывает, что пиво – тоже алкогольный напиток, что от него развивается зависимость, что оно может быть опасным. Наоборот, пиву создаётся безопасный имидж. Вот сейчас выглянула из окна и увидела группу подростков с пивом. Они уверены, что пить на улице – это стильно». Пиво прижилось именно как «компанейский» напиток. Многим молодым людям он не нравится, но они начинают пить его, чтобы приобщиться к компании, из-за «стадного инстинкта». Действительно, очень важную роль играет видимая занятость. Не зря вместо приглашения на свидание или просто поболтать используется формулировка «попить пива». «Молодым людям часто нечем заняться, – говорит Ирина Головнева, – имеется в виду именно не учёба или работа, а хобби, развлечение. А свято место, как известно, пусто не бывает. Вот его и заняло пиво. Тем более, что оно намного дешевле, чем билет в кино или абонемент в спортзал. Бутылку пива может себе позволить каждый. Если мы хотим отучить молодежь пить его, мы должны что-то дать им взамен. Потихоньку нужно формировать новую идеологию – идеологию успешности, идеологию здорового образа жизни. Здоровый образ жизни не в моде. Согласно результатам социологических исследований, люди воспринимают здоровье как нечто данное или неданное от природы, не хотят нести ответственность за своё здоровье. Потому не видят потребности заменить пиво, скажем, более дорогими соками».
НЕМНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
«Пиво – это бренд, некий значок, как оранжевая ленточка, – говорит философ Владимир Шкода. – Мы, профессора, доценты, тоже после заседания кафедры можем выпить пива в открытом кафе. Оно развязывает язык, но не опьяняет, по крайней мере быстро. Да, мне немного неприятно смотреть на пьющую пиво молодёжь. Но это не значит, что можно говорит о том, что пить пиво на улице – это некультурно, и бороться против этого явления. Нет, это уже часть культуры».
Причём часть культуры всеобщей. Пиво нельзя отнести к массовой культуре, поскольку с неменьшим удовольствием, чем толпа на бесплатном концерте отечественных поп-звёзд, его пьют профессора философского факультета и вообще все возможные «элиты». Ещё сложнее зажать его в рамки определённой субкультуры. Собственно, вся информация, которую несёт в себе бутылка пива, – это стремление к свободе и раскрепощённости. Соответственно, все, отмеченные этим «символом», сознательно или подсознательно жаждут добавить в своё существование именно эти компоненты. С этой точки зрения весьма уместно сравнение Владимира Шкоды бутылки пива с оранжевой ленточкой.
Бурное развитие пивоваренного рынка, несомненно, выгодно потребителю – сегодня нам есть из чего выбрать, мы в центре внимания производителей, за нас борются. Но эта борьба за потребителя, которой подчас так не хватает в других сферах жизни, имеет и негативные стороны. Перед тем, как что-то делать, нужно сначала научиться этому – в данном случае, пить пиво. Ведь существует медицинский аспект – «замалчиваемый» пивной алкоголизм, в существование которого сегодня верят только специалисты. Не менее важен аспект культурный – культура потребления пива на сегодняшний день в стране ещё не сформировалась, люди даже затрудняются ответить на вопрос – культурно ли пить пиво на улице? И вообще, сколько пива можно выпить в городе, где количество общественных туалетов невелико? Может, мы ещё просто чисто технически не готовы к «пивной экспансии»?