Притягательная сила полотен «Краски осени», «Храм на Нерли», «Лодка» столь велика, а их воздействие на струны души так благотворны – просто невозможно представить, что написаны они художником-самоучкой.
После окончания восьмилетки уроженец Ростова Великого Сергей Паутов поступил в Ростовский сельскохозяйственный техникум, где получил специальность механика-мелиоратора. Лет пять поработал на строительстве маслосырзавода в Переславле, затем вернулся в Ростов и трудился гравировщиком. Вскоре в стране начались трудные времена, и молодым специалистам пришлось искать возможность зарабатывать деньги иным способом. И тогда Сергей совместно с компаньонами занялся ресторанным бизнесом.
Бизнес развивался неплохо, но недолго. Сергей, всегда любивший готовить, иногда даже подменял поваров в ресторане. Там же он устроил выставку-вернисаж для ростовских художников.
Ещё учась в школе, Сергей почувствовал тягу к изобразительному искусству. У его матери был альбом с рисунками, который сыграл решающую роль в судьбе сына. Сергей любил разглядывать бесхитростные рисунки, а потом ему захотелось и самому набросать что-нибудь этакое. Взялся за карандаш да и увлёкся рисованием. Но о серьёзном занятии живописью и не мечтал.
Получилось всё само собой. Однажды Сергей попросил Александра Коченкова, работавшего реставратором деревянных изделий в музее «Ростовский кремль», показать, как тот создаёт свои картины. Александр согласился. Нашли финифтяную пластинку с пейзажем, Коченков быстренько сделал набросок изображения на куске деревоплиты, а Сергей дорисовал. Получилось очень даже неплохо. На следующий день он уже самостоятельно рисовал какой-то пейзаж. Третьей картиной и была та самая «Лодка» – пейзаж у реки со старой рыбацкой лодкой, наполовину вытащенной на берег. Всего-то третья попытка, а насколько удачна!
С этой лодки и началось самостоятельное плавание художника Сергея Паутова. Сегодня в его портфеле более пятидесяти различных пейзажей, натюрмортов и пара портретов.
Больших достижений у художника Паутова нет. Выставка в библиотеке была первой и пока единственной. Чаще всего Сергей пишет картины по заказу друзей. А недавно отправил составленный по случаю библиотечной выставки буклет в Москву. В столице интересуются провинциальной живописью и даже покупают полотна. Возможно, Сергею повезёт.
Написание картин хоть и очень важное, но не главное дело в жизни художника-самоучки. Главным остаётся строительство. После того как бизнес пришлось продать, Сергей начал искать подряды и рабочих. А с апреля вместе с братом и бригадами влился в коллектив московской фирмы, которая помимо прочего ведёт работы на Успенском соборе, затем бригады будут переведены на объекты Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Сейчас Сергей имеет большой опыт ведения строительно-монтажных работ и является уже настоящим мастером в этом деле.
Вот так в творческом горении проходит жизнь живописца и строителя Сергея Паутова. Побольше бы нам таких талантливых людей, у которых храм изначально существует в душе.