А автором этого объявления был не кто иной, как Вениамин Землин, известный далеко за пределами Данилова художник и авантюрист. Сейчас он строит себе дом на границе Тутаевского и Ярославского районов, а совсем недавно снимал квартиру в Ярославле. Большую же часть своей жизни Землин провёл в Данилове: здесь он родился, закончил школу и долгое время жил. Даниловцам художник запомнился в образе бородатого дядьки, босиком шагающего по городу, с собственными жизненными ценностями и взглядом на мир.
Когда Вениамину было шесть лет, он твёрдо заявил: «Буду художником!» Всё началось с увлечения культурой индейцев и запечатлением краснокожих воинов в детских рисунках (в 70-е были популярны фильмы об индейцах). В то время, когда сверстники играли в футбол, Веня сидел и рисовал, порой в ущерб всему остальному. Затем было феноменальное поступление в художественное училище в Ярославле, когда юный Землин представил приёмной комиссии 200 своих работ, с восторгом ею принятых.
– В училище я ощутил вкус к жизни по-настоящему. Первые два года безвылазно писал картины. Сейчас вспоминаю то время с трепетом, ведь жизни иногда уже не ощущаю, – делится впечатлениями художник. Будучи студентом художественного училища Землин принял крещение:
– Просто возникла потребность веры. Информация, разумеется, потом дошла до училища, и меня как следует отчитали на комсомольском собрании. А тогда это было очень неприятно.
После окончания службы в армии Вениамин успел поработать в Данилове и в школе учителем рисования, и в местном ДК художником-оформителем. В финансовом плане, к слову, Дом культуры выглядел куда как привлекательней: Землин имел 900 рублей дохода в месяц. И это в советские-то годы!
В творчестве огромное влияние на Вениамина оказал Иероним Босх, известнейший сюрреалист, считавший, что мир – это ад, в котором мы проходим через пищеварительную систему дьявола. Именно под впечатлением полотен Босха в конце 80-х Землин написал самую, на его взгляд, сильную свою картину «Очередь». На ней изображена очередь в винную лавку из людей, олицетворяющих различные человеческие пороки.
– Картина пользовалась популярностью, – вспоминает он. – В Ленинграде я даже попал в милицию за «бойкую торговлю репродукциями без патента», как было сформулировано правоохранительными органами. За один день я продал 550 фотографий «Очереди», за ней люди в очередь и выстраивались.
В 1995 году Землин оказался в Греции. Временно оставшись без паспорта, он был вынужден устроиться на работу по сбору апельсинов.
– Это, наверное, очень увлекательно – заниматься такой необычной работой?
– Ничего подобного, – мгновенно парирует Землин. – Это в рекламах показывают, что апельсины собирают милого вида девушки. На деле всё не так. Это очень тяжёлое и утомительное занятие. Апельсиновые деревья огромные, необходимо постоянно передвигать лестницы. И происходит сбор плодов после Нового года в самые дождливые месяцы, когда температура не выше четырёх градусов тепла.
С тех пор апельсины Вениамин на Родине не покупает: те, что продают здесь за бешеные, по греческим меркам деньги, не станет есть ни один грек. Такие апельсины идут там в лучшем случае на производство сока.
Позже художник как следует обосновался в солнечной стране, у него появились заказы, и он стал неплохо зарабатывать. Но менее чем через год всё же вернулся на Родину.
– Мне приходилось видеть вас у Знаменской башни, у ротонды. Вы продавали там свои работы?
– Было дело. Но вообще, такие места – не вариант для уважающих себя художников. Я не хочу сказать, что там продают плохие картины, ни в коем случае. Дело в том, что ротонда – место, где ты останавливаешься в творческом росте. Ежедневно продаёшь одни и те же картины, пишешь их по нескольку штук в день. Я могу лишь сказать, что это место зарабатывания денег, не более того. Как может вернисаж располагаться в таком месте? Там очень мало этого самого места! А без достойного вернисажа Ярославль – как новогодняя ёлка без игрушек. В свете грядущего тысячелетия этот вопрос стоит ещё более остро.
– Что же нужно делать?
– Необходимо согласовать с мэрией место, в идеале это – пространство за театром имени Фёдора Волкова, создать условия для начинающих художников, чтоб они могли выставлять свои картины. Мы предпринимали попытки осуществления этого проекта, но пока безуспешно.
Возвращаясь к объявлению в газете, можно смело заявить: в случае, если б на него были отзывы, Вениамин бы выиграл пари. Однажды в Москве в октябре он проплавал в ледяной воде около часа! И это для него – не более чем обычное купание.