суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 18 июля 2008

Колокольчик зазвучал, переливом трогая...

нет фото

Готовящийся к тысячелетию Ярославль каждый день принимает гостей, приезжающих из разных городов и стран, чтобы познакомиться с этой «драгоценной жемчужиной в оправе Золотого кольца России», как называют Ярославль путеводители. Естественно, каждому приезжающему хочется увезти что-то с собой на память о городе кроме эмоций и десятка-другого фотографий, запечатлевших себя любимого на фоне ярославских архитектурных достопримечательностей. В поисках сувениров, долженствующих навевать приятные воспоминания о Ярославле, я отправилась прогуляться по магазинам.

автор Лариса ДРАЧ

 

ЗОЛУШКА

НА КОРОЛЕВСКОМ БАЛУ

Поскольку объять необъятное невозможно, я отправилась по улице Кирова, окрестным переулкам и Волжской набережной – собственно, именно здесь пролегает главная туристическая тропа, когда насытившимся экскурсионными впечатлениями туристам даётся час-другой «на разграбление города», то есть на шопинг и произвольный променад.

Концентрация ювелирных магазинов и бутиков модной одежды на улице Кирова ужасающа, на ум невольно приходит сравнение с уездным городом N из «Двенадцати стуль-ев», славящегося обилием парикмахер­ских заведений и бюро похоронных процессий. В нашем варианте это прозвучало бы так: казалось, что жители города Я. рождаются лишь затем, чтобы одеться, обуться, обвешаться с головы до ног золотыми украшениями и жить во всём этом долго и счастливо. Ищу магазины, вывески которых хоть как-то намекают на наличие в их недрах сувениров и подарков.

Любезная барышня из торгового дома «Престиж», обещающего осчастливить каждого покупателя подарками на любой вкус, на мой вопрос о сувенирах с ярославской тематикой заученно отправляет в магазин «Карлсон». Это – наискосок, недалеко. Следуя указаниям, сканирую витрины указанного магазина: серебро из Италии, статуэтки из Испании в ценовом разбросе от 13 до 30 тысяч, китайские фонтаны с Буддами (1400 рублей), кальяны из Индии... На фоне этого гламурного великолепия витрина с ярославскими сувенирами выглядит Золушкой на королевском балу, которой не коснулась волшебная палочка доброй феи – бледненько и бедненько. В ассортименте: магниты с медведем по 150 рублей, колокольчики (от 150 до 600), изображения храмов, выполненных в разных техниках на деревянных плашках-спилах в пределах 200 рублей... Единственное, пожалуй, что достаточно необычно и бросается в глаза – напёрсток с филигранью и вставками из финифти (стоит этот реквизит белошвейки 300 рублей). Заинтересовавшись моим повышенным вниманием, за спиной бесшумно возникает продавец-консультант.

– Пользуются популярностью? – интересуюсь я, кивая на витрину.

– Естественно, – любезная улыбка сползает с лица.

– А кто в основном покупает – наши или иностранцы?

– Все покупают, – решительно обрывает только что завязавшийся разговор продавец, профессионально не почувствовав во мне потенциального покупателя.

Не больно-то и хотелось. За­глядываю в магазин напротив – «Кадос», обещающий продемонстрировать всевозможные стильные штучки. В сувенирном сегменте главенствует Индонезия – кошки с вытянутыми, как на картинах Модильяни, шеями, жирафы им под стать, жуткие африканские маски... В некий эстетический ступор меня во­гнало кошачье трио, выстроенное в ряд по росту, как школьники на уроке физкультуры: кошки почему-то одинаково одеты – в длинные пёстрые юбки и пиджаки в стиле Коко Шанель. Ценники «радуют» глаз цифрами с тремя нулями. Русским духом и не пахнет.

Самый богатый спектр подарков с ярославской пропиской представлен в салоне-магазине, расположенном на улице Депутатской. Здесь есть практически всё: от «копеечных» значков и календарей, футболок и кепок с надписями, стопок (от 50 рублей) и кружек (до 560 рублей) до внушительных резных медведей за пять с половиной тысяч рублей. Если задасться цельюобязательно что-нибудь купить на память – выбрать есть из чего.

ДЕРЖИ ВОРА!

В Депутатском переулке привычно выстроились в ряд одинаковые прилавки ремесленников-коробейников. Товары на них – тоже одинаковые, но, по крайней мере, на дежурную фразу про ярославские сувениры мне предложили на выбор: и медведей с секирами (гипсовые по сто рублей, деревянные – умножай цену на два), и неизменные календарики-магнитики с изображением легко узнаваемых ярославских храмов. Есть берестяная грамота «именитому гостю, посетившему эту святую землю во благо и процветание» с медалью – всё тем же мишкой-оруженосцем, сувенирные спички за 250 рублей – несколько коробков разного формата фигурно разложены в «конфетной» коробке. На спичечных этикетках – те же храмы, содержимое коробков варьируется от простых спичек до охотничьих, каминных, сигарных... – словом, представлен весь спектр спичечной промышленности. Декоративные ложечки из облегчённого мельхиора («облегчён», вероятно, металл на свои драгоценные составляющие), подставки под горячее с видами города, колокольчики, декоративные тарелки, брелки...

Интересуюсь у продавцов, что идёт лучше всего.

– Да всё уходит в сезон, было бы слово «Ярославль» написано, – словоохотливо отвечают женщины. – Но лучше всего, конечно, мелочовка идёт: магнитики, колокольчики, брелочки, что меньше места в багаже занимает и стоит дешевле.

Продавцы добрым словом вспоминают... футбольные матчи и приезжающих на них фанатов – эти сметают всё, было бы название города... А поскольку у них при входе на стадион почти всё отбирают (?), многие перед отъездом домой возвращаются и дублируют покупки.

– А кто в основном поку­-пает?

– Русский покупатель – самый лучший покупатель в мире, – единодушно отвечают продавцы. – Пожилые иностранцы, а их большинство, ходят как в музей – рассматривают, фотографируют, цокают языком. Многих, приезжающих не первый раз, мы уже в лицо узнаём. Но максимум что покупают – крошечную матрёшку, за двух куколок уже требуют скидку. Иностранные туристы, в отличие от русских, деньги лучше считают. Причём считают до такой степени, что некоторые (этим «славятся» в основном немцы и итальянцы) предпочитают... украсть какой-нибудь пустячок под шумок. Налетают толпой, галдят как галки, а сами руками шуруют. Причём, когда вытаскиваешь замеченную пропажу из чьего-то кармана, они даже не обижаются – дескать, не получилось и ладно.

Русским же туристам, если они настроены хоть на какую-то покупку, можно что угодно продать.

Точно в подтверждение вышесказанного, у прилавка тормозят две женщины средних лет, по внешнему виду – отнюдь не из той категории, что денег куры не клюют. Обежав взглядом товар, останавливаются на деревянных церквях – подставках под бутылку (купол отворачиваешь, и во внутрь – пол-литра). Выглядит сувенир богато: дерево протравлено морилкой, рисунок выжжен, купола покрыты сусальным золотом. Лично мне такой кич и даром не нужен, но подставки стоят совсем недёшево – от 480 до 700 рублей! Однако покупательницы колеблются всего несколько секунд и останавливают свой выбор на самой дорогой. Здесь золота больше, поясняют, так наряднее. Купили в подарок свату – «а что дарить человеку, у которого всё и так есть? Не книгу же!»

Кстати, о книгах. Не сказать, что обчитаешься. На отдельном стенде в магазине «Книгомир» – сувенирный альбом «Ярославль тысячелетний» за 2000 рублей, «Ярославская губерния в начале XIX века» (редактор-составитель – Ярослав Смирнов) за 700 целковых, фундаментальный том «Ярославль. Люди дела» всего за полтораста, зато набор открыток «Зимний Ярославль» почему-то стоит 450 рублей. Очень симпатичной и практичной (с обозначенным маршрутом по историческим досто­примечательностям города) мне показалась карта-путеводитель, и цена – всего 50 рублей. Познавательна и хорошо оформлена «Азбука для маленьких ярославцев» (автор – Михаил Нянков­ский) – 130 рублей, достаточно эстетично для цены в 55 рублей выглядит дневник ярославского школьника...

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР НЕ В МОДЕ

Захожу в художественный музей. И что я вижу? Практически те же колокольчики, магниты и тарелочки, что и на прилавках коробейников.

– Это три кита, на которых сегодня держится сувенирная продукция Ярославля, – уверяет меня заведующая музейным киоском, научный сотрудник Ольга Волкова, – но хуже всего то, что многим ремесленникам просто наплевать на художественную составляющую сувенира, у них китайское мышление – дёшево и много.

Кстати, я с изумлением узнала, что вышеупомянутые китайцы составляют сегодня серьёзную конкуренцию нашим производителям сувенирной продукции: в каком-нибудь Малом Пекинском переулке подданные поднебесной штампуют колокольчики с ярославской символикой, а потом продают их в Москве на Измайловском рынке.

Подстраиваясь под китайский стандарт красоты – дёшево и нарядно, невзирая на качество и подлинную художественную ценность, наши ремесленники и ваяют свои сувенирные шедевры, неумолимо скатываясь к ширпотребу.

– Если проехать по Волге, то можно собрать целую коллекцию абсолютно одинаковых колокольчиков, разнящихся только названием городов, и хорошо ещё, если название города правильно написано, – уверяет меня Ольга Волкова.

Самое ужасное в этой ситуации, что, похоже, потребителя устраивает именно такой товар. Эксклюзивную сувенирную продукцию с логотипом музея, разлетевшуюся в один миг на «Интермузее-2008», берут куда менее охотно, нежели стандартные колокольчики, декорированные в стиле деколь (на изделие наносится наклейка, потом всё обжигается в печи, не путать с авторской росписью). Авторские тарелки и колокольчики, расписанные в единственном экземпляре юными ярославскими художниками в рамках проекта «Дети – детям», тоже пока практически не «идут» – продали только по одной штуке туристам из Турции. С одной стороны – понятно: колокольчик, расписанный непрофессиональным художником – неизвестным ребёнком за 350 рублей, и тарелка за 600 вряд ли в сознании абсолютного большинства потребителей способны конкурировать с колокольчиком с наклеенной картинкой-церковью или беседкой за 35 рублей и тарелкой за 150. С другой стороны, таких сувениров – тысячи, а тот, авторский колокольчик – один-единственный!

С трудом приживается и эпистолярный сувенир, некогда очень популярный: отправленная по почте домой или друзьям открытка с видами тех мест, где ты путешествуешь. Художественный музей предлагает отправить авторскую открытку или открытку с репродукцией произведений искусства из музейных фондов, да ещё и «гасит» отправление фирменным штемпелем ярославского художественного музея. Цена удовольствия – порядка 30 – 35 рублей. Но желающих при всей эксклюзивности и дешевизне подобного сувенира немного: народ отвык писать письма.

Разрабатывает авторские сувениры-колокольчики Джон Мостославский, владелец «Музея музыки и времени», музей-заповедник предлагает туристам изумительной красоты изразцы (правда, стоят дорого – 600 рублей). Но это – единичный случай, основной поток сувениров – штампованный колокольчик и тарелка, на которую нужно умудриться втиснуть как можно больше ярославских брендов – от волковского театра и волжской беседки до трёх-четырёх храмов. Подобная эклектика – мечта всех производителей и, увы, большинства потребителей сувенирной продукции.

АВТОРА! АВТОРА!

Кирилл Золотов, архитектор по образованию, вот уже десять лет занимается сувенирной продукцией. Обслуживает не только Ярославль, но и все города Золотого кольца, и далее, по России. Говорит, что на ярославском рынке лишь две компании занимаются сувенирами с местной символикой, так что конкуренции у него практически нет. Опытным путём разработал свой пакет предложений, в нём тарелки разного диаметра, кружки, колокольчики, магниты, пепельницы, ложки...

– А как сформировался именно этот пакет предложений?

– Спрос рождает предложение – это аксиома! Одно время были популярны свистульки, всякие зверушки без географической привязки к конкретному городу. Теперь народ «подсел» на магниты.

– Но что-то своё внедрить на этот рынок вы можете?

– Так мы и существуем только за счёт индивидуальности. Например, с красной глины перешли на фаянс, работаем с художниками – это существенно сказывается на качестве товара. В этом году мы разработали новый вид колокольчика – универсальный, на нём по кругу располагаются гербы или виды всех городов, входящих в Золотое кольцо. Это – наше ноу-хау, пользуется большим спросом.

– Но это опять всё тот же колокольчик! А как же авторский сувенир, купив который, покупатель был бы уверен, что это есть только у него одного?

– Авторская работа – это уже произведение искусства, а не сувенирная продукция. Тут и цена другая, и вообще – всё другое. У меня брат занимается скульптурой, и вы бы только знали, как трудно продвигать что-то новое. У художников просто руки опускаются. Градоначальству выгоднее заказать какой-нибудь пустячок, но чтобы делал, к примеру, непременно сам Церетели, нежели обратиться к местным художникам, которые лучше знают специфику города. Что касается чего-нибудь новенького, так придумать можно что угодно, проблема в том, чтобы поставить новинку на поток. На сегодняшний день острой нужды в этом нет. Но к тысячелетию Ярославля мы постараемся что-нибудь придумать.

Почти во всех вопросах единодушен с Кириллом Золотовым и Андрей, тоже частный предприниматель. Подтвердил, что самым ходовым товаром является «привет из дружественного Китая», что авторские работы не востребованы, и что дела идут хуже: лично у него раньше было восемь торговых точек, а сейчас осталось только три:

– Мэрия частников притесняет, все заказы – своим да нашим.

VIP­СУВЕНИРЫ ДЛЯ МЭРИИ

С вопросом, что думают городские власти о проблеме фирменных ярославских сувениров, мы обратились к начальнику отдела промышленных товаров управления сферы услуг мэрии Ярославля Татьяне Тарасовой.

– Нет никаких проблем, – заверила нас Татьяна Анатольевна, – согласно постановлению мэра, ежегодно, начиная с 1994 года, в Ярославле проводится смотр-конкурс продукции с изображением символов города. В нём принимают участие как крупные товаропроизводители, так и предприятия малого бизнеса – все на равных условиях. Конкуренции на этом рынке нет. Более того, когда к нам приезжают предприниматели из других регионов и изъявляют желание продавать свою сувенирную продукцию в Ярославле, мы только «за».

На сегодняшний день в Ярославле и области работают 22 предприятия и частных предпринимателя, специализирующихся на выпуске товаров с символикой. Среди них – ОАО «Гаврилов-Ямский льнокомбинат», ЗАО «Новый мир», ООО «Мастерская майолики Павловой и Шепелёва», ФГУП «Центр «Русские ремёсла» и многие другие. Производимую ими сувенирную продукцию можно увидеть на прилавках 49 магазинов и торговых центров Ярославля.

– Ведётся ли разработка каких-либо особых сувениров к тысячелетию Ярославля?

– Поскольку уже утверждён талисман тысячелетия, думаю, что будет объявлен отдельный конкурс. Но я полагаю, что в некоторых случаях достаточно просто нанести на изделия с ярославской тематикой знак тысячелетия, чтобы товар прозвучал по-новому, юбилейному.

Размещение символа тысячелетия – мероприятие коммерческое, для этого нужно заключить договор с мэрией и заплатить 0,1 процента от стоимости партии товара.

Я не могла не поинтересоваться у Татьяны Тарасовой, какие сувениры предпочитает закупать мэрия Ярославля для своих презентационных целей. Оказалось, что vip-сувениры для городских властей изготавливает «Центр русские ремёсла» – это серебряные и посеребрённые статуэтки с изображением герба Ярославля – медведя с секирой, объёмные панно с портретом Ярослава Мудрого и выполненная из драгметалла... тысячерублёвая банкнота. В следующем, более дешёвом ценовом сегменте – скульптуры и панно, выполненные в технике майолики, картины, авторские фотографии с видами города, сувенирные книги и фотоальбомы о Ярославле. Что касается лично Татьяны Анатольевны, то она предпочитает сувениры из дерева и тарелки с видами города. Их с удовольствием покупает сама и дарит своим друзьям.

Читайте также
  • 15.01.2013 Инфляция ускорилась В декабре 2012 г. сводный индекс потребительских цен составил по отношению к предыдущему месяцу 100,7 процента, в том числе на продовольственные товары
  • 08.12.2012 Цены в ноябре В ноябре 2012 г. сводный индекс потребительских цен составил по отношению к предыдущему месяцу 100,3 процента, в том числе на продовольственные товары
  • 02.11.2012 Больше – картошки, меньше – книг и золота ЯРОСЛАВЛЬ. В январе – сентябре 2012 г. оборот розничной торговли составил 106,4 млрд. рублей и вырос по сравнению с соответствующим периодом 2011 г.
  • 02.11.2012 Дорожают мука и хлебЯРОСЛАВЛЬ. В октябре 2012 г. сводный индекс потребительских цен составил по отношению к предыдущему месяцу 100,5 процента, в том числе на продовольственные
  • 12.10.2012 На семейный праздник к «ЯрМишке»!С 12 по 14 октября в Ярославле в выставочном комплексе «Старый город» пройдёт 6-й межрегиональный семейный фестиваль услуг и товаров для
  • 03.10.2012 Почём конфискат для народа? Ярко-жёлтая вывеска с надписью «Распродажа» на магазине судебных приставов сразу привлекает внимание, и редко кто пройдёт мимо, не поддавшись
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают