Начавшаяся с дач и деревень регистрация земель и недвижимости докатилась и до садоводов. В соответствии с «дачной амнистией» был введён упрощённый порядок регистрации участков и строений, полученных в пользование до вступления в действие Земельного кодекса РФ. Но где вы видели, чтобы законодатели умели излагать законы просто и понятно. Надо как минимум лет десять с кем-нибудь судиться, или закончить юридический вуз, чтобы перевести на общепонятный русский язык, что написано, например, в ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».
Чиновники толкуют закон слишком просто. Садовод будто бы сам заполняет декларацию на участок и строения на нём, пишет заявление с просьбой зарегистрировать участок в соответствии с земельным кодексом, а товарищество заключает от имени каждого своего члена договор на межевание участка и присвоение ему кадастрового номера. Затем орган госрегистрации на основании этого номера и межевого дела регистрирует участки на каждого собственника отдельно. На деле составить нужные документы и обойти все инстанции достаточно сложно даже при упрощённом порядке.
По закону, как просветил нас председатель областного общества садоводов Анатолий Карев, эта работа должна выполняться исключительно членами правления. Но на собрании садоводов товарищества «Родники» случилось иначе. Председателем правления СНТ в то время был Рудольф Климов. Он, сославшись на болезнь, предложил поручить хлопоты по оформлению земель избранной на собрании комиссии.
Возглавить её вызвался Николай Сахаров, заверивший коллег, что, имея высшее экономическое образование, сможет разобраться в законах и подготовить нужные документы. Собрание и доверило трём своим уполномоченным: Сахарову, казначею товарищества и ещё одному садоводу, взяться за дело.
Два месяца Николай Сахаров изучал законы и дополнения к ним, два месяца ходил по организациям: в земельное управление, агентство кадастра, госрегистрацию.
И за все эти хлопоты был вознаграждён, по его мнению, чёрной неблагодарностью членов правления. Когда комиссией были собраны заявления и декларации с владельцев 147 участков из 200, председатель правления Рудольф Климов вдруг отстранил активиста от работы, отказав к тому же и в оплате трудов.
С обидой на садоводов он теперь обращается в областное общество садоводов, в прокуратуру, в газету и даже к Президенту РФ, перечисляя проступки своих оппонентов.
К примеру, на конец 2007 года администрацией области был установлен предел цен на межевание одного участка 1270 рублей.
А прежний председатель Климов согласился заплатить землеустроителям ООО «Терра-плюс» 2400 рублей. Значит, считает Сахаров, имел какой-то интерес.
Но мы помним, что только в конце 2006 и в 2007 году верхняя планка цены межевания администрацией области снижалась трижды с 2400, 2100 и до сегодняшних 1270 рублей за коллективное межевание нескольких участков по единой заявке.
– Кому пошли лишние деньги, собранные с садоводов? – вопрошает Сахаров. И утверждает, что их хотели прибрать и поделить члены правления. Затем и отказались от его услуг, чтобы «присвоить откат».
Прокуратура проверила. Все собранные средства документированы, сумма оплаты утверждена на собрании протоколом.
– Протоколы поддельные, – настаивает Николай Михайлович. – Я наведу в товариществе порядок! Собрания проходят неправомочные. Отчётно-выборное 25 мая состоялось с нарушением устава СНТ. Из необходимых 50 процентов и одного члена было только 28 процентов присутствующих.
А именно на нём, его, Сахарова отстранили от участия в дальнейшей регистрации участков. На другом собрании 28 июня ему садоводы даже не предоставили слова, чтобы «разоблачить правление». А кворума опять не было. Всего 60 человек из необходимых 101.
Оппонент Николая Михайловича Рудольф Климов сейчас в больнице, а председателем избран Василий Крюков.
– О претензиях Сахарова нам известно давно, – рассказал Василий Фёдорович. – Когда он начинает говорить об этом, слова невозможно вставить, а речь его может длиться часами. Поэтому садоводы на последнем собрании 28 июня и слова ему не дали. Но заявление Николай Михайлович нам передал в письменном виде. Там всё опять о том, что правление никудышное, казначей неизвестно куда деньги девает, с садоводов их хотели собрать больше, чем следовало, и так далее. А вся его обида на самом деле чисто личного свойства. Он запросил за работу, которую не довёл до конца, 12 тысяч рублей, занимаясь регистрацией всего два месяца. Но мы же не производственный кооператив, а некоммерческая организация. У нас таких денег нет. Всё делаем на общественных началах. Небольшое поощрение ждёт комиссию по завершении работы. Мы это обговорили на собрании, но об оплате и конкретных суммах речи не было. Вот мне, как председателю товарищества, и то установили зарплату всего 1700 в месяц. Что же касается лишних денег, собранных с садоводов, то мы сумму не меняли, чтобы снова не собирать. Нам предстоит чинить дороги, менять электропроводку.
Так-то оно так. Но департамент по управлению госимуществом ответил Сахарову, что превышение цен является нарушением порядка ценообразования.
А вот председатель областного общества садоводов Анатолий Карев тоже считает, что Николай Михайлович на почве личных обид раздувает из мухи слона.
– У нас ни в одном товариществе невозможно обеспечить кворум на общем собрании, – говорит он. – Кто-то и по выходным работает, до кого-то не смогли дозвониться. Люди все уже пожилые. Поэтому мы допускаем собрание выборных от дорожек представителей с возможным заочным голосованием каждого садовода по особо ответственным решениям. А Сахаров пошёл на принцип. Но так мы ни одного собрания не проведём. Что касается оплаты его работы, то я согласен с Николаем Михайловичем: раз решили на собрании поощрить, то надо за выполненную часть порученного ему дела какую–то сумму заплатить. Во всём остальном полагаюсь на мнение садоводов. А они его на последнем собрании не поддержали. Не может так быть: один прав, а все не правы.
В последнее время на трудности с регистрацией садовых участков жалуются не только садоводы Ярославского района.
– Оставили бы власти всё, как было, – предлагает Николай Михайлович, ссылаясь на то, что СНТ в России были образованы законно, постановлением облисполкомов и последующими решениями глав районных администраций. Деятельность и права их закреплены уставами товариществ, постановлениями глав муниципальных районов. Стоило ли нарушать уже установившийся порядок?
Комментируя эти предложения Сахарова, Анатолий Иванович Карев отметил:
– В другое время живём. Была коллективная собственность – товарищества, а теперь это недвижимость конкретной семьи. Регистрация нужна, чтобы не было затем судебных споров при наследовании участков, продаже.
И впрямь: уж если в процессе регистрации возникают конфликты на почве недоверия к правлению и своему коллективу садоводов, то, наверное, благом будет каждому закрепить за собой свою «крепость», а общие дела водо– и электроснабжения, строительства дорог, охраны участков решать всем миром.