Недавно вокруг этого источника экологической угрозы вновь вспыхнули горячие дискуссии, привлекшие внимание федеральных ветвей власти. На выездном заседании Высшего экологического совета комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, проходившем в Ярославле в конце мая этого года, подчёркивалось, что ликвидация расположенных в непосредственной близости от реки нескольких сотен тысяч тонн ядовитых отходов – проблема не регионального, а всероссийского масштаба.
Что же сегодня предпринимают коллектив Менделеевского завода и компания «Славнефть», в которую он входит, чтобы снизить опасность кислогудронных прудов для бассейна Волги, а затем и вовсе её ликвидировать? На вопросы «Северного края» мы попросили ответить главного исполнительного директора ОАО «Славнефть – ЯНПЗ им. Менделеева» Михаила Михайловича ЧУРКИНА.
– Сведения о количестве скопившихся на территории Менделеевского завода кислых гудронов весьма разнятся. Кто-то называет цифру 600 тысяч тонн, кто-то – 400 тысяч... А сколько на самом деле производственных отходов находится в настоящее время в прудах-накопителях ЯНПЗ им. Менделеева?
– В санитарно-защитной зоне Менделеевского завода сегодня расположены 9 кислогудронных прудов-накопителей, представляющих собой хранилища отходов открытого типа. За последние годы на предприятии ликвидировано 10 карт с промышленными отходами и в настоящее время суммарный объём кислого гудрона в заводских отстойниках составляет около 370 тыс. тонн.
– Откуда вообще взялись эти отходы в таком количестве и что они из себя представляют?
– Одним из основных видов продукции Менделеевского завода являются нефтяные смазочные масла, технология производства которых предполагает широкое использование серной кислоты для их очистки. После применения большая часть этого агрессивного вещества в соединении с гудронами уходит в отходы. Долгие годы, практически в течение всего советского периода, эти отходы никто даже не пытался утилизировать. Они просто сбрасывались в накопительные пруды, где со временем расслаивались на три фракции – расположенную на поверхности смесь нефтепродуктов с водой, водный раствор серной кислоты и донный кислый гудрон. Сегодня в процессе ликвидации прудов верхний слой откачан и использован заводом на собственные нужды. Кислая вода проходит очистку на установке «КАРИ» и очистных сооружениях предприятия, гудроны же, содержащие около 12 процентов серной кислоты, обезвреживаются известью с помощью немецких комплексов «БОМАГ».
– Существуют ли альтернативные технологии переработки кислых гудронов, позволяющие получать из них какую-либо полезную продукцию?
– Завод применяет те методы переработки кислого гудрона, которые использовались во всём мире. О каких-то новых технологиях, позволяющих преобразовать сернокислотные отходы в полезный продукт, говорят уже долго, но пока что никаких подтверждений их эффективности я не встречал. Не так давно специализированная организация – ФГУП ВИОГЕМ – завершила подготовку проекта ликвидации «нижних» кислогудронных прудов № 1,2. В ходе работы над проектом специалисты этой организации пытались разыскать в патентных фондах России, Германии, США и Японии запатентованные технологии утилизации сернокислотных отходов. Всего было рассмотрено около 2000 патентных материалов, но ни один из описанных в них методов, как выяснилось, по тем или иным причинам не может быть использован при ликвидации кислогудронных прудов. Самые последние предложения, поступившие на завод, такие как гидроволновой метод или технология утилизации с использованием высокотемпературного реактора, на кислых гудронах не апробированы, и говорить о реальном их применении в промышленных масштабах преждевременно.
– Какое количество отходов заводу удалось утилизировать к настоящему времени?
– С момента начала работ по ликвидации кислогудронных прудов предприятие нейтрализовало свыше 4 миллионов кубометров кислой воды и переработало около 140 тысяч тонн донных кислых гудронов. Причём темпы утилизации отходов последние шесть лет постоянно росли.
– Тем не менее некоторые ярославские политики считают, что работы по ликвидации кислогудронных прудов идут слишком вяло, поскольку компания «Славнефть» уделяет недостаточно внимания этой проблеме. Ваше мнение по этому поводу...
– Проблема кислогудронных прудов возникла не сегодня и даже не вчера. Сернокислотные отходы на Менделеевском заводе накапливались десятилетиями, начиная с 30-х годов прошлого века. А к их переработке предприятие приступило только в 1987 году, когда в Германии были приобретены установка «КАРИ» для нейтрализации кислой воды и комплекс «БОМАГ» для переработки кислых гудронов. Однако вплоть до 2003 года темпы утилизации производственных отходов были столь незначительны, что не позволяли рассчитывать на решение проблемы в обозримом будущем.
В период с 1987 по 2001 год завод утилизировал в среднем около 3 тысяч тонн кислого гудрона в год. Всё изменилось в 2002 году, когда основной акционер ЯНПЗ им. Менделеева – компания «Славнефть» была приватизирована. В 2003-м и в 2005 годах вместо старого оборудования холдинг купил для завода две новые установки «БОМАГ», что позволило существенно нарастить переработку кислых гудронов. Судите сами: за 16 лет – с 1987 по 2002 год включительно – завод переработал в общей сложности 47 тысяч тонн кислого гудрона, а за временной отрезок с 2003 года по май нынешнего года – 93 тысячи тонн. Таким образом, за последние пять с половиной лет было утилизировано в два раза больше отходов, чем за предшествующий 16-летний период, когда завод принадлежал государству. Начиная с 2006 года, предприятие ежегодно перерабатывает свыше 25 тыс. тонн кислых гудронов. Плановый показатель на текущий год такой же – 25 тыс. тонн. В этой ситуации говорить о том, что «Славнефть» недостаточно внимания уделяет проблеме ликвидации кислогудронных прудов, по меньшей мере, некорректно. Если рассматривать реальный вклад в решение проблемы, то доля «Славнефти» в расходах на утилизацию отходов Менделеевского НПЗ составляет более 99 процентов, а финансирование из бюджетов всех уровней покрывает менее одного процента общих затрат.
– Если не секрет, сколько средств завод и компания «Славнефть» тратят на ликвидацию кислогудронных прудов?
– За пять последних лет – с 2003 по 2008 год – холдинг израсходовал на утилизацию кислых гудронов и приобретение оборудования для их переработки в общей сложности около 200 млн. рублей. В текущем году в соответствии с утверждённой НГК «Славнефть» среднесрочной программой ликвидации кислогудронных прудов объём выделяемых на эти цели средств составит около 60 млн. рублей.
– Насколько серьёзна, на ваш взгляд, опасность попадания содержимого кислогудронных прудов в Печегду и Волгу?
– Полностью исключать такую возможность нельзя. От масштабных стихийных бедствий и техногенных катастроф никто, увы, не застрахован. Например, крупное наводнение или прорыв плотины на Волге могут привести к затоплению территории нашего завода. Однако журналисты и политики всё же склонны преувеличивать экологическую угрозу, исходящую конкретно от кислогудронных прудов. В ходе неоднократных проверок, проводившихся на заводе различными надзорными органами, было установлено, что в обычных обстоятельствах риск попадания накопившихся на предприятии отходов производства в Волгу и другие водные артерии Ярославской области практически сведён к нулю. Гидротехнические сооружения Менделеевского НПЗ в последние годы несколько раз инспектировали специалисты московского НИИ ВОДГЕО и Ярославского регионального управления Ростехнадзора. По заключению экспертов из этих организаций, все ограждающие кислогудронные пруды защитные дамбы находятся в удовлетворительном состоянии. Уровень воды в нижних прудах-накопителях постоянно поддерживается в пределах 1,5 – 2 м ниже верхнего края дамб, что обеспечивает их безопасную эксплуатацию. Работники завода на постоянной основе осуществляют мониторинг экологической обстановки в районе расположения прудов и принимают необходимые профилактические меры для предотвращения утечки промышленных отходов.
– В конце мая в Ярославле прошло выездное заседание Высшего экологического совета при комитете Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Его участники решили предложить Правительству РФ рассмотреть возможность выделения средств из федерального бюджета на решение экологических проблем Ярославской области, в том числе и на ликвидацию кислогудронных прудов ЯНПЗ им. Менделеева. Как вы относитесь к этой инициативе?
Читайте также
Комментарии
В этой рубрике сегодня читают
- Прогулка с мусором в рукахНедавно гуляла по Которосльной набережной и встретила знакомую, которая живёт на Почтовой улице. В руках
- Откуда иконы?
На стационарном посту ГИБДД Тутаева задержана автомашина «Мерседес-Бенц 6300» из Москвы. В ней обнаружены
- «Серебро» под дождем
На чемпионате мира в Хельсинки по легкой атлетике копилка сборной России пополнилась еще одной медалью