Ренат поступил на факультет психологии в 27 лет. Это был не случайный юношеский выбор и не попытка откосить от армии в стенах вуза (Ренат уже отслужил). Это было решение взрослого человека, съевшего полпуда соли в этой жизни. К тому времени Ренат уже был тренером по армрестлингу и директором спортивного клуба.
– Психология – моё призвание, это более высокий уровень профессионального развития, более интересный, чем тренерская деятельность. Тем более, что психология – очень практичная наука и применима в жизни.
Учась в вузе и затем в аспирантуре, Ренат продолжал заниматься армрестлингом, и естественно, что когда пришло время писать диссертацию, то решил совместить две свои страсти: спорт и психологию. Выяснилось же, что это весьма проблематично. В Ярославле нет учёных, которые занимались бы спортивной психологией, и, следовательно, курировать эту тему аспиранта было некому. Три года назад для Рената это стало препятствием при работе над дипломом, и он, не найдя спортивных психологов, отказался от заветной темы, занялся исследованием социально-психологических различий учащихся. А в аспирантуре всё же решил взяться, несмотря на все трудности, за спортивную тему.
– Я даже не представлял, насколько это окажется сложным, и как исследование спортсменов отличается от исследования в других направлениях психологии, – вспоминает Ренат.
Привычные раньше методы работы со школьниками и студентами (а именно они являются основными тестируемыми студентов и аспирантов) в «полевых» условиях не работали. Студентов ведь соберёшь, раздашь листки перед началом «пары», потом соберёшь. Вот и всё.
А спортсменов надо было обследовать перед началом соревнований в условиях стресса и в спокойной обстановке обычной жизни.
Ренату повезло, что он сам бывший спортсмен и тренер, и контакты с наставниками спортсменов-самбистов нашлись легко. Большинство продвинутых тренеров понимает, что при равенстве физических данных и готовности игроков на первый план выходит психология. И потому допустили Шагиева к исследованию своих спортсменов.
– Я думал, что умею замерять давление, но пришлось консультироваться с профессиональными медиками, – вспоминает Ренат. – У некоторых спортсменов перед боем нижнее давление просто исчезало. Врачи объяснили, что нередко у молодых спортсменов в условиях стресса граница нижнего давления размывается.
Приходилось учиться измерять заново, не у спокойного человека, а находящегося в предбоевом состоянии. Принято считать, что спортсмены – люди с железными нервами. На самом деле около 45 процентов самбистов и армрестлеров испытывают сильный стресс перед соревнованиями. Они полагают, что проигрыш угрожает их карьере, статусу, ценностям, личному благополучию.
В таком состоянии спортсмены зацикливаются и перестают адекватно воспринимать действительность. Зачастую они в такие стрессовые минуты не адекватны требованиям ситуации и способны думать только о неприятных последствиях поединка. Кстати, такое стрессовое состояние резко «оглупляет» человека, и он забывает самые простейшие вещи и с трудом оценивает ситуацию. Таких спортсменов можно опознать даже визуально. Их движения суетливы, вид растерянный, им надо постоянно говорить, что-то делать, иногда даже просто качаться взад-вперёд.
Двадцать пять процентов исследованных Ренатом спортсменов испытывали умеренный стресс, владели собой и ситуацией. Их отличие от нестрессоустойчивых, по мнению аспиранта, в умении переключаться. Если развитие ситуации не зависит от них, то стрессоустойчивые спортсмены просто выкидывают эту тему из головы. Как выяснил Шагиев, умение противостоять стрессу в спорте не зависит от темперамента человека и его природных данных.
Стрессоустойчивость – не врождённое, а приобретаемое качество. И состоит оно из многих факторов. Например, из ответственности, выдержки, решительности, целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости. Каждое из этих качеств можно развивать по отдельности. Просто тренеру надо знать, что именно и как тренировать в психике спортсмена. Вот, например, знаменитый волейбольный тренер Николай Карполь постоянно кричал на своих подопечных. И те молча воспринимали это как необходимость. В результате – натренированная выдержка и умение сохранять спокойствие при психоэмоциональном воздействии.
Брат Рената занимался боксом, и ему предстоял бой с кандидатом в мастера спорта. Шансов не было, и все это понимали.
– У брата руки уже опустились. Тут подходит тренер и как даст ему кулаком в живот. Брат разозлился, вышел и размазал того кандидата, – рассказал Ренат. – Здесь тренер встряхнул спортсмена, стимулировал его агрессию и спортивную злость.
Кого-то надо разозлить перед боем, а кого-то, наоборот, успокоить. Очень помогает, когда спортсмену ставят много привычных задач. Разогреться, сделать разминку, отработать то-то и то-то, а потом выйти и попробовать серию таких и таких приёмов. В подобной ситуации человек сосредотачивается на задании и забывает про стресс. В различных ситуациях требуется разное.
Исследование Шагиева – первая диссертация в области спортивной психологии.