Вполне закономерно поднимает автор проблему грамотного использования учащимися этого воистину безграничного информационного ресурса.
На самом деле, громко рапортуя на федеральном уровне о подключении наших школ к Рунету, чиновники, возможно, не берут себе за труд поинтересоваться, как он используется поколением в период полового созревания при возможном попустительстве педагогов-информационщиков.
Олег Калачёв предлагает активно использовать веб-ресурсы школ и вузов для пропаганды патриотизма, в частности, героических поступков пионеров-героев. И негодует по поводу равнодушия чиновников всех уровней по педагогической линии.
Что же, ругаться по поводу «непатриотичности» СМИ (в первую очередь электронных) стало привычным делом. Вопрос, конечно, субъективный, но мне не кажется, что рейтинговые каналы мало дают «любви к Родине». Наоборот, как говорил кто-то из наших вождей (не Ленин ли?), лучше бы меньше, да лучше. «Патриотические пятиминутки» за счёт государственного финансирования удручают. От обилия развесистой киноклюквы накануне Дня Победы на тему «как в одиночку убить сотню фашистов», откровенно подташнивает. Если немцы были такие тупые и слабые, как они до Москвы и Сталинграда-то дошли?
Праздничные (и по будням тоже) концерты ухоженных «попсовых звездей» в отутюженных гимнастёрочках, сладкими голосами распевающих песни военной поры, при таком объёме могли бы победить Гитлера ещё в 1941 году, если всё это ему бы дали прослушать в массовом порядке. Он бы просто застрелился от ипохондрии.
И не надо опять искать врагов. Всё просто: если человек талантлив, то он и на казённые «малобюджетные» деньги снимет приличную вещь. А если нет... Особнячком встал фильм «Мы из будущего». И молодёжь его, кстати, смотрела. И оценила положительно, достаточно почитать отзывы на интернет-блогах.
Может быть, кому-то это покажется кощунственным, но красочные блоки книжек и плакатов с описанием подвигов пионеров-героев, активно распространявшиеся в 70-е годы, были из той же показушной серии. Не надо идеализировать, большая часть ребят нашего поколения относилась к ним в лучшем случае равнодушно. Потому-то в отличие от взрослых подростки ближе к «земле» и не зашорены всевозможными психологическими установками. Они знают, что в реальной армии, как и на войне, лучше хорошо бегать, подтягиваться на турнике и метко стрелять, а не знать наизусть лакированные бытописания из жизни Марата Казея.
На войне важнее статьи «Правды» сухие портянки, котелок горячей еды, сигареты и возможность выспаться. А патроны и так подвезут. Психолингвистическое программирование, о пользе которого говорится в статье, включается в головном мозгу гораздо позже, уже после службы в армии. В реальной же жизни человек думает о насущном.
Пацаны, которые хихикали на военных кладбищах (ну, возраст такой, когда можно самовыразиться не на созидании – поскольку ещё не умеешь, а отрицании) потом без лишней помпы шли в Афган, в «горячие точки» бывшего Союза и делали своё дело. И сделали. Именно они не дали развалить Россию окончательно.
Псевдопатриотический треск только мешает. Всё повторяется. Хочу привести цитату из книги писателя-фронтовика Олега Сидельникова «Трое у пулемёта», опубликованную в эпоху хрущёвской «оттепели» (именно в то время увидели свет лучшие произведения о войне): «Нас учили грамотно ненавидеть фашистов и плохо обучали стрельбе по ним». К чему привели шапкозакидательские настроения в 1941 – 1942 годах, повторять не буду. То же самое случилось и с первыми призывами в Афганистан, когда люди просто оказались не только психологически не готовы к войне (здесь сразу привыкнуть нельзя), они были не обучены военному ремеслу.
Две мощные победы на мировых спортивных аренах – российских футболистов и хоккеистов – дали нам настоящий праздник «со слезами на глазах» в отличие от распевания гламурными тусовщицами «Камеди клаб» песен про «синенький платочек», а также массового откоса от службы в армии современных артистов, так душещипательно снимающихся в фильмах «про войну». Молодёжь должна учиться Родину любить на конкретных примерах, близких ей и понятных.
Что же касается патриотической наглядной агитации в школах... Известно, что каждое учебное заведение живёт по своему юридически оформленному уставу, и управление образования, а тем более областной департамент, не могут школьной администрации откровенно навязать что-то «сверху». А может, и не надо. Преподаватель «правильной ориентации» и в каждой отдельно взятой школе сможет наладить работу. Было бы желание. Не захочет – сможет вывесить на школьном «вебе» себя в ванной...
Ведь Рунет как спички: с их помощью можно и еду сварить, а можно и пожар устроить.