Весь исторический центр Ярославля пестрит афишами с лицами артистов, названиями групп, рекламными и агитационными листовками. Они густо покрывают водосточные трубы, фонарные столбы, электрощитки, стены зданий, а кое-где даже окна первых этажей. И разумеется, заборы. За несколько дней до «Евровидения» в глазах ярославцев рябило от портретов Димы Билана, которые висели везде, куда ни кинешь взгляд. Но возмущает даже не количество афиш, а то, с какой небрежностью и хамским отношением к горожанам они были расклеены. Вспоминается пословица о том, что бывает с дураком, когда его заставляют молиться. Только в данном случае страдает не дурак, а облик города и его жители, которым неприятно по таким улицам гулять.
Видимо, досок объявлений и афишных тумб расклейщикам мало. Никто из них не задумывается о том, что даже дорогой глянец, налепленный где попало, смотрится безвкусно и раздражает взгляд. Что уж говорить об объявлениях типа «Сниму» и «Продаю». Они быстро сереют от дорожной пыли, листочки с номерами телефонов отрываются – а в результате столбы, электрощитки и стены домов покрываются грязными серыми лохмотьями. И никто их не чистит! Как же это получается?
Рекламой концертов, гастролей звёзд, презентаций и тому подобных мероприятий занимается тот, кто их организует. Самый распространённый и лёгкий способ привлечь потенциального зрителя – это, конечно, афиши.
– Организаторы нанимают расклейщиков, но не дают указаний, где клеить можно, а где нельзя, – рассказывает Евгения Конуркина, специалист по рекламе одного из ярославских пиар-агентств. – Много ярких одинаковых афиш в одном месте автоматически привлекает внимание, а одиночную афишу народ может просто не заметить. Это своего рода рекламный трюк.
Расклейщик, естественно, думает прежде всего о деньгах. Так что его задача – поналепить плакаты в наиболее видных местах, дабы работодатель воочию убедился, что деньги честно отработаны. Но никто никому не заплатит за то, чтобы очистить стену от устаревших афиш, считая, что их заклеят новыми. Однако во многих несанкционированных местах старые «наклейки» так и остаются. А общий результат – грязные стены, неопрятные дома, неприглядные улицы.
Во время предвыборных кампаний афишно-плакатный «бум» усиливается. Стены буквально скрываются под сплошным ковром агитационных плакатов. Причём некоторые листовки остаются висеть и после выборов. Так, например, на заборе рядом со стадионом «Шинник» до сих пор можно разглядеть плакаты Игоря Блохина, баллотировавшегося в областную Думу.
– Я и сам удивлён, что где-то плакаты ещё сохранились, – говорит Игорь Владиславович. – Вообще-то агитаторы должны были всё убрать. Хотя подобные листовки на заборах и домах могли и не срывать – их всё равно кто-нибудь из местных обдерёт или другие расклейщики сверху новые афиши пристроят. У меня самого рядом с домом висят плакаты Ильи Осипова пятилетней давности: они приклеены так плотно, что до сих пор никто отодрать не смог.
Вообще-то всех агитаторов избирком и департамент городского хозяйства предупреждают, что после выборов надо все плакаты и листовки сорвать. Но видимо, к этим предупреждениям не прислушиваются.
– Расклеивать объявления в не предназначенных для этого местах – на стенах, столбах, дверях, щитах электросвязи и элементах внешнего благоустройства – запрещено законом Ярославской области об административных правонарушениях, – говорит помощник директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Ирина Романенкова. – Для объявлений есть специальные тумбы и доски. За нарушение этого закона взимаются солидные штрафы. Во время предвыборных кампаний мы всегда предупреждаем агитаторов, чтобы они расклеивали плакаты в соответствии с правилами. А объявления на столбах исчезнут, когда люди поймут, что доверять им не стоит. Уважающая себя организация не будет размещать рекламу в неподходящем месте на какой-то бумажке.
Неопрятные улицы говорят о том, что принимаемых мер явно недостаточно. Наверное, следует увеличить штрафы и наладить систему их взимания. Тогда и расклейщики, и агитаторы сто раз подумают, прежде чем нацеливать кисть с клеем на чистую стену.
Внешний вид улиц страдает ещё и от граффити и всяческих надписей. Как правило, вся эта «настенная живопись» – дело рук подростков. Через фразы и аббревиатуры они общаются друг с другом, выражают свои «политические взгляды». Отлавливает этих «стенописцев» милиция, а ликвидировать последствия их творчества владельцам зданий приходится за свой счёт.
– Их рисунки на зданиях, трамваях и остановках наносят большой материальный ущерб, – рассказывает начальник отделения по делам несовершеннолетних Кировского РУВД Любовь Семёнычева. – Особенно обидно за исторические здания, которые граффитчики нисколько не щадят. К тому же автомобильные краски, которыми они пользуются, очень вредные и могут спровоцировать токсикоманию. Опасность ещё и в том, что считается престижным сделать надпись в высоком труднодоступном месте – и эти «герои» забираются туда, откуда легко свалиться и получить серьёзную травму. Мы часто задерживаем граффитчиков. В нашем отделении на учёте состоят пятеро человек из Кировского района, большую часть задержанных мы направляем в другие районные отделения, по месту жительства. Мы им рассказываем, что граффити – это искусство, а не хулиганство. Как правило, большинство подростков слышат об этом впервые и очень удивляются. Когда речь заходит о том, что нельзя самовыражаться таким образом, реакция у всех одинаковая: «Скажите, где можно, и я буду рисовать там». А что им сказать? Действительно, специальных мест для граффити в Ярославле очень мало, и все они уже «расписаны».
Особая категория «мастеров баллончика с краской» – футбольные фанаты, готовые в порыве сообщить всему миру о своей любви к конкретной команде, «раскрашивают» всё, что под руку попадётся. Естественно, наиболее жестокой атаке регулярно подвергается стадион «Шинник» с прилегающими улицами и дворами. Там невозможно отыскать стенку, не изуродованную фанатским «творчеством».
– Мы уже замучились всё это закрашивать, – жалуется директор стадиона Юрий Братченко. – Десятки и сотни тысяч рублей уходят буквально в никуда. Только приведём в порядок забор – на следующий день опять всё исписано, и мы получаем очередной выговор. Пробовали их отлавливать – без толку. Разве поймаешь их ночью в темноте! А кого за руку схватишь – всё равно потом ничего не доказать. К сожалению, бюджет нам позволяет нанять только двоих охранников и двоих сторожей. Им не справиться с этими хулиганами.
На днях забила тревогу прокуратура Заволжского района.
– Мы озабочены тем, что несовершеннолетние, причисляющие себя к неформальному течению «Граффити», систематически портят здания с помощью краски, – говорит помощник прокурора Заволжского района Юрий Власов. – На учёте в подразделении по делам несовершеннолетних Заволжского РОВД их состоит шестнадцать человек. А надписи в районе появляются теперь всё чаще. Мы поручили Заволжскому РОВД активизировать работу по выявлению и пресечению подобных правонарушений. В комиссии по делам несовершеннолетних этот вопрос поставлен на особый контроль. Большинство задержанных «граффитчиков» – учащиеся школ и профтехучилищ. Их родители привлекаются к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
И всё же пока что большинство любителей рисовать на стенах чувствуют себя свободными и безнаказанными – как и те, кто расклеивает объявления и афиши где попало. В Ярославле отсутствует чёткий контроль за состоянием городских улиц. Правила, прописанные на бумаге, не соблюдаются, и заставить население их соблюдать практически невозможно. Может быть, стоит организовать отдельную структуру, которая занялась бы охраной чистоты стен, столбов, заборов, водосточных труб и электрощитков? В Ярославле чиновников много, так что кадры на подобное подразделение наверняка найдутся.