«ВСЁ БЫЛО ВПЕРВЫЕ И ВНОВЬ»
В начале 90-х годов психолог Геннадий Савин провёл опрос тысячи двухсот юных жителей Рыбинска и, выяснив, насколько дети и подростки нуждаются в грамотной и своевременной консультации специалиста, убедил городские власти в необходимости создания в Рыбинске службы скорой социально-психологической помощи.
– Начав с телефона доверия, который работает у нас до сих пор, и штата, состоявшего из трёх сотрудников, мы за эти годы заметно «подросли», – рассказывает директор центра «Наставник» Геннадий Савин. – Сегодня наш центр – это многопрофильное учреждение, состоящее из восьми отделений. Более двухсот специалистов самого высокого профессионального уровня – психологов, социальных работников и педагогов, учителей-дефектологов, логопедов, психотерапевтов, врачей – готовы прийти на помощь любому обратившемуся к нам человеку, и если говорить о статистике, то за год этих обращений насчитывается более двадцати двух тысяч.
Сказав об оказании помощи любому нуждающемуся, Геннадий Ильич не оговорился. Несмотря на то, что в самом названии «Наставника» оговорены возрастные рамки настоящих и будущих подопечных – центр для несовершеннолетних, – за советом и помощью сюда идут «и пионеры, и пенсионеры», и никто не знает отказа.
– Наша задача – решить проблему ребёнка в комплексе: не просто снять остроту ситуации по принципу работы пожарного, вызванного тушить пожар, а попытаться выявить и устранить причины, приведшие к конфликту. Именно поэтому в поле нашего зрения оказываются и родители ребёнка, у которого возникли те или иные проблемы, и бабушки с дедушками, и соседи, и школьные учителя, и всё его окружение.
«Наставник» – один из немногих центров России, где работа строится по принципу комплексного подхода к решению проблемы. Сегодня здесь действуют отделения профилактики безнадзорности, помощи семье, методическое, семейно-воспитательных групп, психолого-медико-педагогического просвещения, реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Однако более других на слуху два приёмно-реабилитационных отделения – «Свеча» и «Убежище» – в которых дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут временно проживать, получая социальную, психологическую, педагогическую... любую помощь вплоть до того момента, пока окончательно не решится их судьба – от возвращения в родную семью, устройства в семейно-воспитательную группу и до определения – через лишение родителей родительских прав – в приёмную семью или детский дом.
«ПОКА НЕ ГАСНЕТ СВЕТ...»
Приёмно-реабилитационное отделение «Свеча» обязано своим названием Геннадию Савину. Много лет назад, будучи начинающим психологом, он прочитал историю о путнике, заблудившемся зимой в тайге. Спасся тот чудом, выйдя на свет свечи, которую каждый вечер в течение двадцати лет зажигал в своей сторожке одинокий старик-лесник. Когда путник поинтересовался, многих ли тот спас, старик ответил: «Ты – первый, но это неважно, потому что если хотя бы одному помог, то уже мои усилия не напрасны».
Эта притча о свече – первый аргумент при ответе на вопрос, что привело их на работу именно сюда, в центр «Наставник», который используют практически все мои собеседники – и сам директор, и заведующие отделениями, и социальные педагоги. Например, Юлия Анатольевна Смирнова, которая возглавляет сегодня отделение семейно-воспитательных групп, несколько лет назад пришла в «Свечу» простым воспитателем. А была до этого... директором школы.
– Я четверть века проработала в школе, и, поверьте, мне есть с чем сравнивать. Вот буквально сегодня мы пристроили одного ребёнка в приёмную семью, и вы бы только видели эти светящиеся счастьем детские глаза! Когда ты видишь конкретный результат своего труда, так хорошо на душе становится.
Есть среди сотрудников «Наставника» и целые династии. Например, возглавляет «Свечу» Татьяна Петровна Харлампиева. Её муж Владимир Захарович, хоть и на пенсии, заведует здесь столярной мастерской, мальчишки на него не надышатся. Здесь же, не отставая от родителей, работает социальным педагогом и библиотекарем по совместительству их дочь Ирина. Она заканчивает педагогический колледж, работа ей нравится, и, судя по всему, с «Наставником» теперь будет связана судьба всей семьи Харлампиевых.
«Свеча» располагается в бывшем детском саду. Здание полностью отремонтировано, кроме уютных спален есть столовая-гостиная, актовый зал (там, к слову, в ряд выстроилась такая «компания» спортивных тренажёров, что иной престижный тренажёрный зал позавидует), две мастерские – швейная и столярная – тоже оборудованы по последнему слову техники.
Работают здесь более пятидесяти человек: специалисты – психологи, воспитатели, учителя-дефектологи, инструкторы по труду и физкультуре, социальные работники и обслуживающий персонал – повара, уборщицы, прачка. А что касается детворы, то всего приёмно-реабилитационное отделение «Свеча» рассчитано на 37 воспитанников. На сегодняшний день в нём проживают 22 ребёнка и подростка в возрасте от четырёх до 18 лет. Это не считая отделения дневного пребывания, куда малышей приводят как в детский сад. Эти «детсадовцы», как правило, из неполных, малообеспеченных семей, чьи одинокие мамы по своему материальному достатку не могут устроить ребёнка в обычное дошкольное учреждение.
Да, кстати, что немаловажно: абсолютно все услуги, консультации и пребывание детей в любых отделениях «Наставника» (в «Свече» и «Убежище» в том числе) бесплатны. Центр – это государственное учреждение и находится он в ведении департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области.
В 13 детских социозащитных учреждениях, действующих на территории Ярославской области, в 2007 году прошли реабилитацию 1400 несовершеннолетних, а всего было обслужено более 28 тысяч человек. Начали действовать новые отделения семейно-воспитательных групп и дневного пребывания в Рыбинском СРЦ «Наставник», профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тутаевском СРЦ, отделения дневного пребывания в центре «Радуга» Угличского района и помощи семье в центре «Бригантина» Переславского района. В текущем, 2008 году, в целях выявления раннего семейного неблагополучия были открыты специализированные отделения помощи семье ещё в пяти социально-реабилитационных центрах Ярославской области. Первых воспитанников приняло отделение дневного пребывания на 11 мест в центре «Медвежонок».
Попадают потенциальные воспитанники в «Свечу» разными путями. Кого-то – безнадзорных и бродяжничающих – приводит милиция, о ком-то социальным работникам сообщают школьные педагоги или неравнодушные соседи, кто-то из родителей, отчаявшись найти выход из кризисной для себя ситуации, приводит сюда своего сына или дочь. Но вообще-то любой ребёнок, находящийся в сознательном возрасте – десяти – двенадцати лет, написав заявление, может прийти в «Свечу» сам. Отказа не будет никому.
– Далеко не все дети, попадающие в «Свечу», из неблагополучных семей. Для многих ребят среднего и старшего школьного возраста единственной причиной, по которой они временно здесь проживают, является... их собственное нежелание учиться, – рассказывает Юлия Анатольевна Смирнова.
– Чем же вы можете помочь в такой ситуации?
– К нам в «Свечу» приходят педагоги из соседней с нами школы № 32. У нас заключён официальный договор, и отношения сложились просто замечательные. С каждым ребёнком они занимаются индивидуально по всем предметам, что даёт возможность ликвидировать любые пробелы в знаниях. Когда вместо двоек и обвинений в собственной тупости ребёнок вдруг слышит похвалу и начинает разбираться в том, что раньше для него было «тёмным лесом», плечики у такого ученика расправляются, растёт его самооценка. В итоге со справкой о прохождении того или иного курса, с выставленными оценками он возвращается в родную школу и проходит аттестацию по всем предметам. Один мальчик из Пошехонья, к примеру, у нас учился целых две четверти и учился просто замечательно, а в своей родной школе у него были серьёзные проблемы.
Но, к сожалению, для большинства обитателей «Свечи» трудности с учёбой – не самые насущные. До сих пор все педагоги центра вспоминают мальчишечку, которого иначе, как Маугли, никто и не называл. До своего появления в «Свече» пацанёнок жил, если можно так это назвать, ... в собачьей будке.
– Просто отмыть его – и то было нешуточной проблемой, – вспоминает социальный педагог Татьяна Гаральдовна Фигурина, которая больше всех тогда возилась с малышом, – трус был ужасный, от всего и всех шарахался. А сейчас уже первый класс закончил с похвальной грамотой, выправился.
ДВОРНИКОМ БЫТЬ НЕ ХОЧУ
Знакомимся с десятилетней Викой. Улыбчивая девчушка в «Свече» – старожил. Мама у неё умерла, отец, на момент первого попадания девочки в приёмно-реабилитационное отделение, пил, нигде не работал. Вику приютили, обогрели, переодели в приличную одежду, накормили (для многих, впервые попавших в «Свечу» – это самое насущное и необходимое); поскольку девочка она домашняя и ласковая, через некоторое время определили на проживание в семейно-воспитательную группу.
Целый год она прожила в семье в одном из сёл Рыбинского района, там же окончила второй класс. За это время психологи центра, соцработники не переставали «работать» с отцом Вики. В результате он устроился на работу, сделал дома ремонт и забрал дочь на каникулы домой. Однако четвёртую школьную четверть Вика прожила в «Свече» – дома опять неприятности. Она говорит, что в центре ей нравится абсолютно всё: и с ребятами дружит, и учителя ниже «четвёрок» ей оценок не ставят, и книжки любит читать. А вот работать, когда вырастет, девочка, к сожалению, нигде не хочет (наглядный папин пример у неё перед глазами).
– А какие профессии ты вообще знаешь? – спрашиваю я. После долгих размышлений Вика буквально выдавливает из себя: «дворник», но тут же поясняет, что дворником она точно не будет – «уж больно тяжело, на папу насмотрелась».
В «Наставнике» все сотрудники не устают повторять, что ни «Свеча», ни аналогичное ему второе приёмно-реабилитационное отделение «Убежище», ничего общего с детским домом не имеют.
– Чем меньше времени у нас проводят воспитанники, чем больше у нас детская «текучесть», тем лучше мы работаем, – утверждает директор «Наставника» Геннадий Савин. – Наша задача заключается в оказании экстренной помощи, адаптации ребёнка к нормальной жизни и максимальное участие в решении его дальнейшей судьбы.
...Примем, поймём, поможем – в этих трёх простых словах сформулирован весь принцип деятельности и без малого двадцатилетний опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Наставник». И какое это счастье, когда в трудную минуту рядом с тобой оказываются люди, готовые принять, понять и помочь, ничего не требуя взамен.