ОТКРЫТИЕ
ИНЖЕНЕРА ДУБИНСКОГО
Для того чтобы просто честно выполнить свой служебный долг, в нашей стране иногда требуется гражданское мужество. Инженеру Игорю Дубинскому пришлось пожертвовать своей довольно высокой должностью директора ФГУП «Канал имени Москвы», чтобы поведать руководителям страны и нашей области о серьёзной угрозе для городов Поволжья – нарастающем процессе разрушения плотины крупнейшего в Европе водохранилища – Рыбинского.
Приступив в 2004 году к своим обязанностям, Игорь Андреевич в 2005-м обследовал техническое состояние Рыбинского шлюза и оценил его как предаварийное.
Дело в том, что гарантийный срок службы Волжских плотин – полвека, а Рыбинской уже 70. Помпезное сооружение, которым любуются туристы с теплоходов (на снимке), – это лишь надводная часть бетонного айсберга. Основная часть уходит глубоко под воду, и это не бетонный монолит, как думают некоторые. Здание покоится на подводных галереях с нижними камерами. При обследовании из них впервые выкачали воду и внимательно рассмотрели. То, что увидел Игорь Дубинский, просто потрясло молодого инженера. В галереях обнажились сквозные трещины, провалы грунта. В трещины хлестала вода из верхнего бьефа со скоростью до ста литров в секунду, что в пять раз превышало допустимый нормальный уровень дренажа. Причём при последующих обследованиях обнаружено, что не только эти трещины увеличились, но и образовались новые. Кроме того, коррозионный износ металлоконструкций шлюза превысил все допустимые пределы.
– Я понял, что если подводные галереи разрушатся, стены шлюза сложатся как карточный домик, и 25 миллиардов тонн воды из водохранилища обрушатся на Рыбинск, Тутаев, Ярославль, прибрежные сёла и посёлки, – доложил на заседании в Ярославле Игорь Андреевич.
Директор ФГУП «Канал имени Москвы» начал бить в колокола. «Возможно обрушение бетонных конструкций Рыбинской плотины», – докладывал он своему руководству – Министерству транспорта РФ. Министерство безмолвствовало. Не дождавшись ответа, он направил письмо губернатору Ярославской области, которая в наибольшей мере может пострадать в случае катастрофы.
13 октября 2006 года во время посещения Владимиром Путиным нашего региона в связи с открытием второго автомобильного моста через Волгу Анатолий Лисицын от имени администрации области из рук в руки передал Президенту РФ письмо о критическом состоянии гидроузла. Путин отреагировал мгновенно. Уже через четыре дня он дал распоряжение председателю правительства Михаилу Фрадкову «принять исчерпывающие меры» и выделить средства на реконструкцию плотины. Однако доклад о состоянии Рыбинского гидроузла опять ушёл в Министерство транспорта.
Меру опасности ситуации и срочности принятия решений руководители министерства и на данный момент недооценили, выделив всего 937 миллионов рублей на реконструкцию затворов шлюза на два года – 2008-й и 2009-й.
Открывая дискуссию по проблемам экологии Ярославской области, губернатор Сергей Вахруков также отнёс капитальный ремонт Рыбинского шлюза к приоритетным насущным задачам, требующим более серьёзного федерального финансирования. К таким же жгучим проблемам он причислил и пруды-накопители кислых гудронов завода имени Менделеева, быстрейшая ликвидация которых также зависит от вмешательства федерального центра.
– Забор питьевой воды в области осуществляется в основном из открытых водных источников, – подчеркнул губернатор. – По ныне используемой технологии для нейтрализации отходов потребуется 12 лет. В случае возникновения экстремальной ситуации, связанной с затоплением прудов, произойдёт загрязнение Волги ядовитыми отходами, что может лишить города Поволжья вплоть до Нижнего Новгорода питьевого водоснабжения.
Сергей Алексеевич тесно связал проблему ликвидации прудов-накопителей у берегов Волги с критическим состоянием Рыбинской плотины. Ведь если с ней что-то произойдет, попадание содержимого Менделеевских прудов в Волгу неизбежно.
ПРАВИЛЬНО РАССТАВИТЬ ПРИОРИТЕТЫ
Такое же впечатление вынесла из поездки на Менделеевский завод и председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталия Комарова.
– Надо найти компромисс между экологией и экономикой.
Средства нужны на берегоукрепление, так как из-за изменений уровня водохранилищ происходит критическое обрушение берегов в Рыбинске, Угличе, Мышкине, – отметила она. – Износ плотин свыше 60 процентов, ремонт шлюза также требуют немедленного финансирования. В случае аварии в зоне затопления окажутся сотни тысяч человек, большинство населения области и сейчас пользуются некачественной питьевой водой, реальна угроза загрязнения Волги промышленными отходами.
Надо правильно расставить приоритеты в решении этих проблем, привлечь средства не только государства, региона, муниципальных образований, но и водопользователей. Нужно в десять раз увеличить размеры штрафов с загрязнителей воды, – подчеркнула глава комитета Госдумы.
Зампредседателя этого комитета Александр Фокин обратил внимание на то, что объекты повышенной экологической опасности, такие как Менделеевские пруды, мало того что медленно ликвидируются хозяевами предприятия, но к тому же не охраняются, что повышает риск возможного загрязнения Волги отходами в случае, например, теракта.
МИТВОЛЯ СЮДА НАДО!
Депутат Госдумы РФ Андрей Кокошин предложил свозить на Рыбинскую ГЭС и гудроновые пруды руководителей федеральных надзорных органов, в частности Росприроднадзора, которые больше обеспокоены ликвидацией бань на Яузе, но в упор не видят глобальных экологических проблем населения Волжского бассейна. «Олега Митволя надо сюда!» – воззвал депутат с трибуны.
Он заострил проблему подтопления водохранилищами жилых кварталов, архитектурных памятников. Объёмы средств, выделяемых на укрепление берегов рек, надо резко увеличить, привлекая деньги водопользователей: энергетиков, речников, туристических фирм. Принять соответствующие законодательные акты на этот счёт.
– Если последствия возможного затопления части городов Верхней Волги можно ещё в какие-то сроки ликвидировать, восстановить разрушения, то неизбежное при этом попадание в реку кислых гудронов станет неразрешимой проблемой на много лет для всех водопользователей Волжского бассейна, – подчеркнул советник губернатора, академик Российской экологической академии Владимир Лукьяненко.
Он обратил внимание членов Высшего экологического совета, что для ликвидации источника повышенной экологической угрозы нужно объединение средств не только компаний – хозяев прудов-накопителей, но и федеральных ресурсов, поскольку проблема эта не местная, а всех пятнадцати регионов Поволжья.
В итоге совещания комитет признал необходимость поддержки Ярославской области в решении названных экологических проблем. Вопрос об оказании финансовой помощи из федерального бюджета в реализации проектов защиты и охраны водных ресурсов в объёме не менее 80 процентов от их сметной стоимости будет вынесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации.