Показатели работы ярославских таможенников традиционно вполне удовлетворительные. Плановое задание выполнено на 101 процент, перечислено в федеральный бюджет более 17 млрд. рублей. Прирост по сумме платежей относительно 2004 года составил 32 процента. Однако все думали вовсе не об этих красивых цифрах.
– Уходящий год ознаменовался самым громким уголовным делом во всей таможенной системе России, – заявил Осипов своим подчиненным. – В Ярославской таможне работниками прокуратуры и ФСБ был выявлен устойчивый канал контрабанды. По этому делу в качестве обвиняемых привлечены 11 сотрудников Ярославской таможни. Четыре человека находятся под стражей, в том числе бывший замначальника таможни, отвечавший за правоохранительную деятельность, и начальник оперативно-розыскного отдела.
Подозреваемые использовали схемы растаможки, которые позволяли существенно занизить таможенные сборы. Например, автомобили и электронику представляли как сантехнику или стройматериалы. Ущерб государству от действий группы коммерсантов и таможенников, по версии следствия, составил десятки миллионов рублей.
В связи с уголовным делом была прекращена работа Угличского таможенного поста. По словам транспортного прокурора Владимира Варламова, бывший начальник Ярославского таможенного поста Юрий Орешин уже признан виновным в халатности. Он обвинялся в том, что не принял надлежащих мер при оформлении ввоза в Россию высокоточного токарного станка, что повлекло уменьшение поступления таможенных пошлин в бюджет на 700 тыс. рублей. Орешин находится в СИЗО и ждет окончания следствия по делу о контрабанде.
Сейчас в Ярославской таможне проходит ротация кадров. Вакантны должности двух заместителей Осипова и руководителей четырех отделов. Меняются и начальники таможенных постов. Прямо на заседании Вячеслав Осипов взял клятву у нового начальника Ярославского поста Андрея Харитонова, что он не будет нарушать закон.
– Все проблемы мы должны оставить в 2005 году, – призвал коллег Осипов. – Мы знаем, как устранить недостатки. Нужно внедрять электронное декларирование грузов, которое исключает контакт с таможенниками, а значит, препятствует возникновению коррупционных связей. Мне приходится убеждать подчиненных использовать новые технологии. У начальника Рыбинского таможенного поста отсутствуют навыки работы на компьютере, впрочем, как и эта техника.
Уже в будущем году на новые технологии должны перейти сразу два таможенных поста, крупнейших в регионе, – Ярославский и Новоярославский, обслуживающий НПЗ.