«Яркомпрессор» стремился стать предприятием-лидером – брал кредиты, закупал дорогое импортное оборудование. Затем в автокатастрофе погиб генеральный директор «Холодмаша» Сергей Конуркин. Без лидера менеджеры не смогли вывести новое предприятие из кризиса, и итогом «развития» стало банкротство.
В оставшемся без активов ОАО «Холодмаш» дела также шли из рук вон плохо, и в мае 2006 года завод остановился. Кредиторская задолженность разбитого экономическим параличом предприятия составила 2,5 миллиарда рублей. 95 процентов этой суммы – долг по налогам, а также неоплаченный кредит Внешэкономбанка и Минфина (64 миллиона немецких марок). Однако пострадали не только казна и банкиры, но и простые рабочие и инженеры «Холодмаша» – им недоплатили 18 миллионов рублей зарплаты. Забастовки, голодовки, суды не прекращались.
И вот в минувший понедельник заместитель губернатора Василий Данилов сообщил, что долг рабочим отдадут к ноябрю. Это стало возможным после вступления в силу решения арбитражного суда.
«Третья власть» постановила: забрать у «Яркомпрессора» и вернуть «Холодмашу» две скважины, складские помещения и производственный корпус (внутри которого, словно кощеев клад, хранится дорогущее оборудование фирмы Zanussi). В июле – сентябре должны состояться торги по реализации этого имущества. Если они пройдут успешно, бывшим рабочим «Холодмаша» выплатят давным-давно заработанные деньги.
Однако утешатся не все – ведь рабочим «Яркомпрессора» (ушедшим с «Холодмаша» на это невезучее предприятие в момент передачи активов) тоже недоплачено 16 миллионов! Получить эти деньги они смогут лишь в том случае, если арбитражный суд решит вернуть планово-убыточному, неработающему «Холодмашу» всё основное имущество (стоимость – 25 миллионов), ставшее «яркомпрессорским» после недоброй памяти передачи активов. Но когда это случится и случится ли – даже министр экономического развития не знает…