Вот уже более 15 лет минуло с тех пор, как страна окунулась в стихию рынка. Да, именно стихию, потому как рынок предполагает естественные регуляторы экономических процессов, свободные от диктата власти.
Ну а поскольку речь идёт о рынке, как явлении естественном, к нему и отношение должно быть бережным и терпимым, как к природе. Какой бы благой целью не оправдывалось силовое вмешательство государства в эту стихию, оно может вызвать непредсказуемые негативные последствия, затормозить прогресс, что мы нередко и наблюдаем. Это особенно заметно, когда власти идут на поводу политиков-популистов. «Защитите отечественного производителя!» – взывает некая партия. А в итоге – рост цен на тот или иной продукт, а то и вовсе его дефицит. «Введите прогрессивный налог!». Введут, и капитал ринется за границу.
Другое дело – партнёрские отношения бизнеса и власти, тонкое регулирование предпринимательской деятельности экономическими рычагами в русле, наиболее выгодном обществу в целом.
Договориться друг с другом и с представителями власти, получить помощь и выслушать рекомендации, поучиться лучшему опыту – это и есть главное наполнение, содержание нового праздника.
В преддверии Дня предпринимательства с 20 по 21 мая в выставочном комплексе «Старый город» начались мероприятия, организованные департаментом промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области и координационным советом по малому и среднему предпринимательству при губернаторе области.
Стартовал праздник торжественным открытием выставки-ярмарки «Малый и средний бизнес Ярославской области».
Каждому муниципальному образованию было предоставлено право демонстрировать в обширном зале выставочного павильона изделия, услуги своих частных предпринимателей и кооперативов, товары и технологии. И выставка-ярмарка состоялась.
Нарасхват шли сыры даниловских сыроделов, целебное масло льнозавода; мастера Мышкинского центра ремёсел прямо у своего павильона ковали изящные розы из кусков горячего железа, мастер-класс явили гончары, предлагали и самим посетителям на гончарном круге испытать себя в роли скудельников, коттеджи под ключ рекламировали гаврилов-ямские плотники, изящную ретро-мебель – борисоглебские столяры. В свою очередь кредитно-финансовые и страховые организации и даже представители МЧС консультировали деловых людей на предмет выгодного кредитования и обеспечения безопасности их предприятий. А всего в экспозиции приняли участие 89 предприятий из 18 муниципальных образований.
Праздничному настрою соответствовало приветствие участников Дней предпринимательства заместителем губернатора области Василием Даниловым (на снимке), награждение лидеров малого и среднего бизнеса. Диалогу власти и предпринимательства была отведена большая часть программы.
Уже первый день выставки-ярмарки был отмечен бурной дискуссией представителей власти и бизнеса за «круглым столом», который вместо отведенного часа занял более двух часов оживлённого обмена мнениями на тему «Взаимодействие органов власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями предпринимателей». Продолжился он и во время семинаров второго ярмарочного дня.
– Областные программы по поддержке малого и среднего предпринимательства в области принимаются с 2005 года, – отметила председатель комитета по предпринимательству департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области Валентина Николаевна Логинова. – Проходят и встречи с деловыми людьми, консультации, реализуются меры, стимулирующие развитие бизнеса, особенно в области инновации и промышленного производства. Но в таком расширенном формате обсуждение проблем с бизнес-сообществом мы проводим впервые. И самая главная цель нашей выставки была политическая – показать потенциал бизнеса Ярославской области. Другая важнейшая цель праздника, достигнутая нами, – информирование более широкого круга предпринимателей о том, на какие меры государственной поддержки они могут рассчитывать.
Действительно, несмотря на пятилетний опыт принятия целевых программ развития предпринимательства, и по сей день не всякий, тем более индивидуальный предприниматель, знает, что он может получить реальную помощь для развития своего дела из федеральных, областных и местных бюджетных ресурсов.
Валентина Николаевна рассказала, что на 2008 год на развитие малого и среднего бизнеса в области предусмотрено 72 миллиона рублей из областного и 30 миллионов из федерального бюджетов. И аккурат к Дню предпринимательства 26 мая комитет готовит документацию для участия в федеральном конкурсе на софинансирование мероприятий целевой программы поддержки бизнеса, то есть на получение новых дополнительных средств.
На что они направляются?
Например, директор государственного унитарного предприятия «Бизнес-инкубатор» Михаил Тихомиров объяснил, что с сентября этого года граждане, желающие посвятить себя предпринимательству, могут, пройдя соответствующий конкурс, на льготных условиях стать арендаторами полностью оборудованного, с телефоном и компьютером, офиса в таком инкубаторе, где получат консультацию и помощь в организации собственного дела. Преимущество будет предоставлено тем, кто связывает свой бизнес с инновациями и промышленным производством, как наиболее востребованными.
Для этой же цели на базе Ярославского ЦНТИ организована виртуальная выставка «Малый и средний бизнес в Интернете», на которой представлено 35 организаций и 379 участников проекта. В первом квартале страничку портала посетило три тысячи человек. Создается база данных потребностей экономики Ярославской области в инновационных разработках малого и среднего бизнеса. Свои предложения в эту базу внесли 12 крупных предприятий. Информации о рынке инновационных продуктов посвящена региональная электронная биржа интеллектуальной собственности. Этот сайт посетила тысяча человек.
На цели защиты интеллектуальной собственности и проведения патентных исследований программой предусмотрено 600 тысяч рублей. Предприниматели могут получить на оплату работ по патентным исследованиям поддержку в размере 80 процентов от их стоимости.
Промышленность области заинтересована в привлечении услуг малого и среднего бизнеса на принципах аутсорсинга (то есть освобождения крупных предприятий от мелких или непрофильных работ, не требующих специального оборудования, технологий). Программа предусматривает финансирование ежемесячного информационного бюллетеня о потребностях в аутсорсинге и субконтрактации.
Не всякий, особенно мелкий предприниматель может за свои средства принять участие в конференциях и семинарах, организуемых для его обучения, повышения квалификации, обмена опытом. Программой предусмотрено возмещение затрат участников таких семинаров, связанных с уплатой регистрационного сбора, командировочных в части транспортных расходов и на проживание в гостиницах в размере половины общих затрат, правда, не более 8,5 тысячи на одно такое мероприятие. Аналогичная сумма может быть получена на компенсацию расходов, связанных с участием в выставке для продвижения своих товаров на рынке. Более крупные суммы поддержки, до 30 процентов общей суммы, но не более 70 тысяч рублей, предусмотрены для компенсации затрат, связанных с получением сертификатов качества по международным стандартам. Запланирована помощь в подготовке и повышении квалификации кадров. На эти цели предусмотрено 1,8 миллиона рублей.
Экономическое и социальное развитие территорий области, подчеркивалось на «круглых столах» и семинарах выставки-ярмарки, напрямую связано с развитием бизнеса. Поэтому перед руководителями муниципальных округов и координационных советов по предпринимательству при главах стоит задача разработки и принятия муниципальных программ поддержки и развития предпринимательства. Это необходимо, так как помощь из областного бюджета возможна только на условиях софинансирования из местных ресурсов в соотношении один к одному. На аналогичных условиях и области предоставляются по конкурсу федеральные субсидии на эти цели.
Подводя итоги Дней предпринимательства Ярославской области и выставки-ярмарки, стоит отметить, что малый и средний бизнес в регионе хотя и набирает силы, всё ещё далёк от пропорций достаточных для устойчивого развития. В большой мере он ещё ориентирован на куплю-продажу, а то и многократную перепродажу одного и того же товара, что создаёт лишь видимость деловой активности и подогревает инфляцию.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин считает, что положение нужно в корне менять: «через 12 лет малый бизнес в России на две трети должен стать производственным. Безусловно, – добавил он, – повышение доли промышленных, технологичных, инновационных малых предприятий – это один из показателей успешности всей экономической политики».
Симптоматично, что это заявление глава союза сделал именно в канун первого в России Дня предпринимательства.
А пока малый ярославский предприниматель всё ещё, по словам пролетарского поэта начала прошлого века, в лучшем случае «маслобой и текстильщик».