С помощью города в Яковлевском бору предполагается устроить парк отдыха с детскими спортивными площадками и летним театром. Протяженность линии будет увеличена до 5,7 километра, отремонтированы учебные корпуса, частично заменен подвижной состав, появятся дополнительные платформы – «Лесная» и «Юбилейная».
Информация об этом крупном инвестпроекте, в котором кровно заинтересованы юные ярославцы и их родители, вызвала интерес читателей «Северного края». Наш давний подписчик Константин Иванович Шашков также не остался равнодушным к проекту и написал в редакцию письмо с предложениями, которые могут заинтересовать и руководство дороги, и мэрию Ярославля.
«Я узнал о том, что на детской железной дороге начинается крупная реконструкция, – пишет наш читатель. – Дело доброе: обновить пути, закольцевать дорогу, старый паровоз сделать музейным экспонатом, а в качестве утилитарной функции один из маршрутов привязать к Игнатовскому кладбищу. Про это кладбище непременно говорят все комментаторы проекта. Дело, конечно, богоугодное. Но не этот же маршрут должен стать брендом обновленной детской железной дороги.
Предлагаю главной идеей этого проекта, учитывая 140–летие Северной магистрали и близкую, ещё более знаменательную дату – её 150–летие, сделать дорогу в историю железнодорожного транспорта, своего рода «машину времени».
Константин Иванович считает, что функции детской дороги надо расширить. Чтобы она стала познавательно-образовательным центром для детей, юношества и любознательных взрослых. Каждая из новых станций, по замыслу Шашкова, должна быть посвящена определенному периоду в истории железных дорог России. Ребята будут не только водить паровоз, выполнять обязанности кондукторов, дежурных по станциям. Они станут ещё и экскурсоводами этого музея транспорта под открытым небом, а экспонатами могут быть модель первого паровоза Черепанова, сохранившийся столыпинский вагон, бронепоезд гражданской или Великой Отечественной войн, настоящая «Лебедянка», первые электрички и тепловозы. «Обслуга» дороги будет одета в железнодорожную форму соответствующего этапа развития дорог, а сигналом об отправлении поезда может служить звон старинного станционного колокола. Шашков предлагает даже музыкальное сопровождение маршрутов – от «Попутной песни» до гулаговской про поезд Воркута – Ленинград.
А конечной станцией детской железки могли бы стать не кладбище, а некрасовское Грешнево или опекушинские Рыбницы. Тем более, что насыпь с мостами сохранилась до Красного Профинтерна.
С предложением нашего читателя мы познакомили президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина во время только что состоявшегося его визита в Ярославль.
– Любое конструктивное предложение принимается влёт, – заверил Владимир Иванович. – Надо только учесть, чтобы это не приводило к существенному увеличению стоимости проекта.
Наверное, идеальное осуществление предложений Константина Ивановича действительно потребует дополнительных затрат. Но их могут взять на себя, например, в части создания макетов, сбора исторических раритетов образовательные и общественные организации, частные музеи, такие, как Переславский музей паровозов, предприниматели-спонсоры, причем не только ярославские, но и других регионов и отделений дороги, заинтересованные в сохранении истории стальных магистралей Отечества.