Ярославна Наталья Завиткова с детства прикована к инвалидной коляске. Диагноз ДЦП был поставлен ей в три года. Чтобы ухаживать за дочерью, её мама Нина Михайловна была вынуждена отказаться от постоянной работы. А между тем Наташе помимо необходимых, как всем детям, вещей и игрушек обязательно требовались ещё и медицинские препараты, и специальные тренажёры...
Ощущая постоянную заботу родных и близких, всё от себя зависящее, чтобы стать полноценной личностью, Наташа сделала. К 28 годам девушка получила образование, окончила компьютерные курсы, прошла курс иппотерапии (лечение верховой ездой) в конно-спортивной школе.
– Я ещё хочу программированию научиться, – говорит Наташа.
Но если с моральными трудностями она при поддержке Нины Михайловны и друзей научилась справляться, то целый ряд физических проблем, которые ежедневно возникают в повседневной жизни, девушка самостоятельно преодолевать не в состоянии. Самая обычная прогулка, поход по магазинам или в поликлинику превращаются в суровую борьбу за право сделать это.
– Чтобы вывезти коляску с Наташей на улицу, нам нужно преодолеть три лестничных пролёта, – поясняет Нина Михайловна. – От переносных пандусов пришлось отказаться, они оказались очень неудобны в применении из-за своей неустойчивости.
Нина Завиткова спускает коляску по ступенькам, а Наташа, держась за перила, старается удержать равновесие. Но с каждым разом проделывать этот трюк становится всё сложнее, здоровье в последнее время стало подводить Нину Михайловну, да и силы уже не те. Поэтому выбираются Завитковы на улицу нечасто, а гулять предпочитают проверенными маршрутами, не отклоняясь в сторону.
Прежде чем куда-то пойти, Завитковы проводят тщательную разведку, поскольку немало таких участков улиц, по которым колясочникам просто не проехать. Так, на перекрёстке улиц Собинова и Свердлова бордюрный камень слишком высок, въезжать на тротуар приходится по газону, где бордюр гораздо ниже. Здесь мог бы помочь съезд с тротуара, но его нет.
В строительных нормах и правилах (СНиП), которые были введены в сентябре 2001 года, и своде правил по проектированию и строительству, введённых в том же году, прописаны требования, которые учитывают интересы людей с ограниченными возможностями. Есть в СНиПах даже пункт, касающийся толщины ковров в помещениях. Но, к сожалению, эти нормы и правила часто игнорируются. Вот и превращаются призванные быть общедоступными школы и поликлиники, бани и магазины, библиотеки и спортивные сооружения, музеи и торговые комплексы для «особых» людей в самые настоящие крепости.
– В театр имени Волкова мы ещё можем войти, там двери широкие и ступенек на входе нет, – говорит Нина Михайловна. – А вот в ТЮЗ или филармонию не попасть, уж слишком много лестниц.
В Ярославской государственной филармонии, комментируя эту ситуацию, признали, что инвалидам-колясочникам самостоятельно не удастся преодолеть лестницу.
– К празднованию тысячелетия города в здании на улице Максимова запланирован ремонт, – говорит заместитель директора концертного зала Тагир Хайруллин. – Тогда и появятся специальные приспособления.
Но ведь далеко не все общественные места запланировано отремонтировать и переоборудовать к юбилею областного центра. Что уж говорить о «частных лавочках», которые в том же центре на каждом шагу, и подступы к которым всяк владелец по-своему обустраивает.
Как пояснили в территориальной администрации Кировского района города Ярославля, если, например, владелец магазина собрался заменить асфальт перед своим учреждением на плитку, то он должен будет согласовать проект будущих ремонтных работ с архитекторами.
– Проводить подобные работы или нет, решают владельцы предприятий, – рассказала заместитель главы администрации Кировского района по социальной политике Валентина Бриенкова. – В любом случае они должны соблюсти все необходимые по закону требования.
Речь, разумеется, касается тех же бордюров и пандусов. Но что говорить о магазинах и кафе, если даже некоторые специализированные учреждения в заботе об инвалидах, к сожалению, далеки от идеала. В поликлинике на улице Чайковского, как рассказала Нина Завиткова, угол подъёма пандуса такой большой, что коляске на него просто не въехать.
– А если бы открыли запасной выход, мы могли бы въезжать самостоятельно, – говорит председатель Кировского районного отделения общественной организации Всероссийского общества инвалидов Ирина Якушева. – Не приходилось бы просить прохожих о помощи.
Со всеми описанными трудностями сталкиваются не только Наташа и её мама. Вот и получается, что, устав от беспрерывной борьбы, люди, прикованные к коляскам, постепенно перестают выходить на улицу. А их жизненное пространство ограничивается четырьмя стенами квартиры, где единственным способом общения с внешним миром становится Интернет, в котором не возникает проблем с передвижением.
В сети есть несколько сотен специализированных сайтов. Например, сайт «Ярославский инвалид» Ярославского отделения областной организации ВОИ. На нём люди с ограниченными возможностями могут найти для себя множество полезной информации, приобщиться к общественной деятельности, получить юридическую консультацию. Создают инвалиды в Интернете и специализированные форумы, где общаются и обсуждают наболевшие вопросы, получая возможность обзавестись новыми друзьями и единомышленниками, обмениваются новостями, подсказывают друг другу пути решения возникающих проблем. Но общение это оптимистичным не назовёшь. На одном из форумов читаем: «Нужен пандус, чтобы из дома выехать». Тут же ответ: «Не жди манны небесной, закажи переносной у местных умельцев и пользуйся на здоровье».
– В последние четыре года городские власти стали уделять нам, инвалидам и их родственникам, гораздо больше внимания, – считает, однако, Ирина Якушева. – Прислушиваются к нашему мнению, помогают. Создали службу «Социальное такси». Знают, что поездки в общественном транспорте для большинства людей с ограниченными возможностями превращаются в пытку. А ездить-то надо.
Специальные авто для этих целей были закуплены во все районные центры социального обслуживания. Ещё два специальных микроавтобуса для инвалидов-колясочников находятся в автопарке центров социального обслуживания Ленинского и Заволжского районов. Воспользоваться их услугой могут и жители других районов.
Но как рассказала Ирина Борисовна, не вся помощь, которую оказывают людям с ограниченными возможностями, продумана и может приносить пользу. Например, выдаваемые коляски не проходят в дверные проёмы квартиры, а специальные поручни слишком большие, чтобы поместиться в ванной комнате. Вот и стоят приспособления на балконе и ржавеют потихоньку вместо того, чтобы пользу приносить. Неужели же это так сложно: изменить угол наклона пандуса, сделать бордюр в соответствии со строительными нормами, изготовить поручни, пригодные для использования в ванной, в конце концов выключатели на стенах квартир располагать не выше головы, а на уровне пояса, и тогда до них легко достанет человек, сидящий в инвалидной коляске? Казалось бы, какие мелочи, но если не закрывать на них глаза, то многие люди с ограниченными возможностями смогли бы почувствовать себя в своём родном городе не лишними.