«То, что старые люди (да, кстати, и молодые) занимают очередь в регистратуры поликлиник с пяти-шести утра и на улице часами ждут открытия регистратуры – позор ярославской медицины. В любой поликлинике должна быть предварительная запись к специалистам, и тогда по утрам в регистратуру очередей не станет. Тех, кому надо попасть на приём именно в текущий день, будут единицы, и потребность занимать очередь в пять утра отпадёт сама собой. А вообще-то, система, которая сложилась сейчас, существует в поликлиниках потому, что руководители здравоохранения Ярославля, которые должны решать эти вопросы, обслуживаются, видимо, в каких-то других, элитных поликлиниках, мытарства и переживания обычных людей их просто-напросто не интересуют», – написал в редакцию ярославец Борис Аронович Раухваргер.
Мы отправили копию письма нашего читателя в департамент здравоохранения мэрии Ярославля с просьбой прокомментировать его, и не прошло и месяца, как ответ получили. В нём, в частности, говорится:
«Порядок режима работы регистратур и особенности записи на врачебные приёмы и дополнительные методы исследования определяются администрацией учреждения здравоохранения в зависимости от количества прикреплённого населения, его возрастной структуры, количества льготных категорий граждан, укомплектованности врачами поликлиник, а также с учётом результатов анкетирования пациентов района обслуживания. Во всех поликлиниках осуществляется предварительная запись на приёмы специалистов – как при обращении в регистратуру, так и по телефону!!!»
Как хорошо, обрадовалась я, и решила записаться на приём по телефону, допустим, к эндокринологу. Позвонила сначала в городскую поликлинику № 4, к которой отношусь по месту жительства – облом! «К эндокринологу по телефону не записываем!» – ответила работница регистратуры. Я продолжила поиски вожделённой явочки к нужному мне специалисту и позвонила в поликлинику № 2, чтобы узнать, а как в этой сверхновой многоэтажной и суперсовременной поликлинике налажено дело с «доступностью» на приём к специалистам. «Да, – ответили там, – запись по телефону у нас есть, но к эндокринологу – пока нет, звоните на следующей неделе!» Не удивлюсь, что, позвонив через семь дней, я услышу такой же ответ. Опять выходит, что на бумаге – наша медицина доступна для всех, а на деле?!
Но, оказывается, есть в Ярославле «оазисы», где всё-таки эта «доступность» существует. К примеру, в поликлинике ярославской больницы № 7, главный врач которой Елена Ивановна Дементьева поделилась опытом:
– По пятницам утром мы выкладываем листы самозаписи, следят за этим старшая сестра и ответственный регистратор. Запись осуществляется на следующую неделю. Но если кому-то необходимо попасть на приём срочно, то люди обращаются и ко мне, и к завполиклиникой. Конечно, по пятницам народу в поликлинике собирается много. Но к таким специалистам, как дерматовенеролог, ЛОР-врач даже обычно остаются свободные строчки в записи и свободное время. Попасть к окулисту или неврологу сложнее, но, когда идёт самозапись, рядом обязательно находится сотрудник поликлиники, который обязан решить вопрос.
И всё же проблема доступности узких специалистов существует, и возникла она не вчера.
– Так было и десять, и двадцать лет назад, – уверяет главный врач медсанчасти шинного завода Николай Васильевич Ермаков. – Почему о ней заговорили сейчас? Так «ком» всё это время становился больше и больше!
Вообще понятие «доступность» состоит из двух составляющих: доступность к врачу-специалисту и доступность к обследованию: анализы, УЗИ, ЭКГ и так далее. А пациенты считают, что это одно и то же. Но с точки зрения технологии оказания медицинской помощи это проблемы разные. Допустим, вы попали к врачу, а не можете сделать анализ крови на сахар...
Первый серьёзный момент, по мнению Николая Васильевича, обусловлен тем, что нормативы оказания медицинской помощи в поликлиниках не пересматривались с середины прошлого века! Тогда было больше острых заболеваний, а теперь у пациентов скопилась масса хронических болячек. И что немаловажно, резко выросла среди пациентов доля пожилых людей, которым более необходимы консультации узких специалистов.
Следующий момент: резко вырос удельный вес заболеваемости сердечно-сосудистыми, эндокринологическими, хроническими глазными заболеваниями (глаукома, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония). Это требует постоянного наблюдения у эндокринолога, кардиолога, офтальмолога... Чаще нужно делать УЗИ, анализы крови, ЭКГ и так далее.
– Мы начинаем захлёбываться в этом механизме, – продолжает Николай Васильевич. – Тогда мы, главные врачи, видя, где узкое место, могли вместо одного принять двух невропатологов. Сейчас это невозможно. Раньше мы зарплату получали из бюджета, а теперь её зарабатываем из расчёта посещений больных поликлиники и числа дней лечения больного в стационаре. У врачей же специалистов отсутствует положительная мотивация труда, поскольку они имеют мизерные зарплаты. Профессионал высшего класса получает четыре тысячи рублей! А неадекватное повышение зарплат участковым терапевтам здорово ударило по здравоохранению – узкие специалисты стали убегать в терапевты! Тогда чтобы как-то улучшить положение с доступностью медицинских услуг населению, была сделана ставка на врачей общей практики. Может, это хорошо для Брейтовского района, но в Ярославле это смешно.
Здорово бьют по доступности ежегодные медицинские осмотры отдельных категорий граждан, ведь на них отвлекаются узкие специалисты. А оформление документов по дополнительному лекарственному обеспечению льготников? Это тоже время врачей и тоже влияет на доступность!
Есть ли выход из положения? Конечно, есть, считает Ермаков. Поликлиническая служба должна развиваться приоритетно, но не на словах, а на деле.
А что же работники департамента здравоохранения Ярославля? У них, как следует всё из того же вышеупомянутого ответа: «Вопросы доступности амбулаторно-поликлинической помощи находятся на постоянном контроле... с проведением регулярных проверок муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии с требованиями нормативных документов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации...» Ну, до министра, известно, далеко! А, может, чем «контролировать» и отвлекать и без того выше головы загруженных практикующих врачей проверками, лучше бы проблему с явочками решили?