УШИНСКОГО? НЕТ ТАКОЙ УЛИЦЫ!
Любому, кто пользовался и пользуется услугами такси, наверняка приходилось сталкиваться с откровенным завышением цен на поездку и неприкрытой наглостью водителей, которые уверяют, что сумма, названная ими, обоснована. Случается, плата за небольшое расстояние по цене равняется поездке из одного конца Ярославля в другой. Реальный пример: недавно пришлось вызывать машину, чтобы доехать из Норского до пятнадцатого микрорайона Брагино. Для тех, кто плохо знает эту часть города, нужно пояснить, что по окружной дороге весь путь равен пяти километрам, а по времени занимает максимум десять минут. Не так уж далеко, и по цене, вполне логично, не должно быть дорого. Полгода назад та же поездка стоила восемьдесят рублей. Но на практике оказалось, увы, всё не так радужно, как предполагалось. Водитель запросил с пассажиров 130 рублей, чем поверг их в глубокий шок. Бензин, конечно, за шесть месяцев подорожал, но не настолько же!
Разговор с диспетчером не дал ничего. Последний лишь уточнил, что не в одном лишь росте цен на топливо дело, надо ещё учесть класс поданной машины, отдалённость района, тариф на доставку авто и посадку в него... Проще говоря, всё было аккуратно подведено к конечной сумме. При этом у пассажиров особого выбора не было – либо плати, либо выходи где-то на подъезде к городу.
И это лишь маленькая зарисовка из ежедневного пассажиро-таксистского общения.
Претензий у пользователей услугами частных перевозчиков, как оказалось, больше чем достаточно. Очень показателен в этом отношении один ярославский интернет-форум, где такси является главной темой обсуждения. Чего там только не узнаешь. Вот лишь несколько цитат.
«Водители сами решают, сколько содрать с пассажира. Не раз ездил по маршруту, один берёт 100, другой 120, а бывают и такие, кто 150 заламывает...»
«В течение одной недели меня кинули два раза. Машины были вызваны заранее к определённому часу, и оба раза задержались. В итоге первый раз я опоздала на работу на пять минут, а во второй – на двадцать. На требование связать меня с начальством диспетчер вела себя очень грубо».
«Мне нужно на перекрёсток Собинова и Свердлова, – говорит пассажирка такси, – туда можно проехать через Ушинского. На что водитель отвечает: «Свердлова с Собинова не пересекаются, а Ушинского – такой улицы нет».
Я НАЙДУ НА ВАС УПРАВУ?
Можно долго заниматься перечислением курьёзных и неприятных ситуаций, связанных с обслуживанием пассажиров. Однако дело не в перечислении недостатков работы, а в том, что с этим делать. В первую очередь, куда податься обманутому или оскорблённому клиенту. Кричать, как героиня Фаины Раневской из кинофильма «Золушка»: «Я найду на вас управу! Я буду жаловаться! Я буду жаловаться королю! Я буду жаловаться на короля!» Или проигнорировать неприятность и вычеркнуть из своего списка ставшую опальной фирмочку.
Мы решили разобраться в том, кто же в нашем городе курирует работу такси, и соответственно, стоит на страже интересов пассажиров. Здесь сразу нужно уточнить, что речь идёт не о маршрутных такси, которые проверяются всеми возможными организациями с особой тщательностью, а о легковых машинах, на коммерческой основе перевозящих пассажиров по их заявке.
Результат превзошёл самые смелые ожидания. Оказывается, «легковые» такси с недавнего времени в областном центре «отпущены в свободное плавание». Их деятельность не только никто не контролирует, но даже неизвестно точное количество фирм, занимающихся частными перевозками.
В различных неофициальных источниках эта цифра варьируется от десятков до сотни и зависит от того, насколько у информаторов развито воображение. В списках одной из ярославских справочных фирм зарегистрированы телефоны шестнадцати организаций, осуществляющих легковые и грузовые перевозки.
В Ярославльстате также помочь ничем не смогли. У них, конечно, есть данные, сколько организаций занимаются перевозками, но в целом грузовыми и пассажирскими, и не ведётся чёткой разбивки – такси это или нет.
«ТЁМНЫЕ ЛОШАДКИ» ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
В поисках инстанций, контролирующих такси, а также тех, кто должен стоять на страже прав потребителей подобных услуг, в первую очередь мы сделали звонок в мэрию в комитет по транспорту. Логично было предположить: если основная масса такси в основном колесит по улицам областного центра, то кому, как не городским чиновникам, их и проверять. А вот на деле оказалось, что в компетенцию «комитетчиков» входит контроль лишь за маршрутными такси, а легковые работают сами по себе и никакого отношения к комитету по транспорту мэрии не имеют.
Может быть, городские защитники потребителей стоят на страже прав клиентов таксомоторных фирм? Но звонок в отдел защиты прав потребителей мэрии тоже не дал положительного результата.
– Сегодня наш отдел входит в состав управления сферы услуг мэрии, а потому и занимаемся только торговлей, общественным питанием и бытовым обслуживанием населения, – сказал заместитель начальника управления сферы услуг мэрии Владимир Красовский. – Раньше, когда у нас был комитет, а служащих было больше, мы рассматривали жалобы, связанные с образованием, транспортом, здравоохранением. Теперь всё изменилось. Попробуйте позвонить в транспортную инспекцию Ярославля.
Но и для этой структуры, как выяснилось, такси остаются в большинстве своём «тёмными лошадками». По словам заместителя начальника отдела кадрово-финансово-информационного обеспечения управления Госавтодорнадзора Полины Черновой, до 17 июля 2005 года здесь действительно занимались лицензированием и осуществлением контроля за работой легкового транспорта на коммерческой основе. К слову, на 1 июля 2005 года было оформлено и выдано 177 лицензий на осуществление коммерческих перевозок легковым транспортом, из них 35 – юридическим лицам, а остальное – индивидуальным предпринимателям. Количество машин тоже было учтено – 945, из них у юрлиц – 324 авто, у предпринимателей – 621. До сих пор сотрудники управления по ранее сформированным спискам выезжают на проверки, чтобы «осуществлять контроль за выполнением транспортного законодательства».
Но в 2005 году вышел новый федеральный закон, внёсший изменение в существовавший прежде. В частности, в нём говорится, что лицензированию подлежат «перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)». А потому теперь транспортная инспекция не выдаёт лицензии легковушкам-такси. Из тех перевозчиков, которые до 2005 года получали лицензию, многие уже не работают. А сколько за это время появилось новых фирм и частников, сейчас неизвестно, и понятно, что в отношении этого «нового» легкового транспорта на коммерческой основе управление Госавтодорнадзора не осуществляет «контроль за выполнением транспортного законодательства».
БУДУТ ОБРАЩЕНИЯ – БУДЕМ РАБОТАТЬ
У инспекторов дорожного движения свой взгляд на легковые такси.
– Мы контролируем их работу только как участников дорожного движения, а таксист это или нет, нам всё равно, – пояснил заместитель начальника управления областного ГИБДД Андрей Сироткин. – Если будут нарушены правила, мы виновных накажем. Что касается технического состояния машин, техосмотр они проходят, как и все автовладельцы. Таксисты часто возмущаются нашими требованиями соблюдать правила, в частности, провозить детей в специальных креслах, обязательно пристёгиваться. У них в первую очередь должна быть забота о безопасности, а они в погоне за прибылью порой нарушают все возможные правила.
Как оказалось, не инспектируют работу такси и в территориальном управлении Роспотребнадзора по Ярославской области. Его руководитель Сергей Мелюк считает, что речь здесь может идти о гражданско-правовых отношениях, и при возникновении конфликтов, вероятно, следует обращаться в суд. Но оказывается, что и в территориальное управление тоже вполне можно обратиться. Главное, по мнению Сергея Анатольевича, чтобы было желание потребителя в соответствии с законом разобраться в проблеме.
– Пока же с претензиями по работе легкового такси к нам ещё ни разу не приходили, – говорит он, – будут обращения – будем с этим работать.
Не удалось найти «кураторов» таксомоторных услуг и на областном уровне. В частности, сюда был отнесён вопрос: кто же всё-таки устанавливает цены на этот вид услуг? В ответ в региональном департаменте топлива, энергетики и регулирования тарифов сообщили, что цены в этой отрасли диктует рынок.
КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ
Получается очень интересная картина. Десятки фирм, частных предпринимателей и просто желающих подзаработать оказывают жителям области определённые транспортные услуги, но при этом ни на федеральном, ни на местном уровне просто не существует правовых актов, регулирующих такие перевозки. Как же тогда пассажиру защитить свои права? Интересно, что при отсутствии чиновничьей помощи у пользователей такси есть несколько способов самим справиться с возникающими проблемами.
Первая, конечно же, – прекратить ездить в авто с шашечками и пересесть на общественный транспорт. Вторая – выбрать «свою» таксофирму, стать её постоянным клиентом, пользоваться здесь «уважением» и минимальными скидками. А третья – не щадя свои нервы бороться с наглыми таксистами, завышающими цены на проезд, звонить руководству фирм и высказывать своё «фи».
Кстати, последний способ достаточно действенный. Одна ярославна, будучи постоянным клиентом некой таксофирмы, дважды за один день была обсчитана её водителями. Не желая мириться с этим, она выразила своё недовольство напрямую директору. В тот же день оба водителя с интервалом в полчаса привезли ей ту разницу в оплате, на которую они обсчитали пассажирку. Так что, получается, каждый сам за себя.