Мы попросили прокомментировать ситуацию главного специалиста управления здравоохранения мэрии Татьяну Викторовну Мельникову.
– Производство детского питания теперь, согласно закону о разграничении полномочий, не входит в вид медицинской деятельности лечебных учреждений, – пояснила наша собеседница. – Планируется заменить его социальными выплатами в размере 200 рублей семьям, где есть дети до 2-х лет, на приобретение молочных продуктов. Родители смогут выбрать их сами, а врачи в поликлиниках окажут любую консультативную помощь в этом вопросе.
Молочные кухни, рассказывает Татьяна Викторовна, создавались в нашей стране еще в 60-е годы, когда то и дело возникали проблемы с обеспечением населения продуктами. Сейчас, говорит она, эти учреждения свою роль выполнили. В магазинах есть все, в том числе и специальные детские смеси, творожки, произведенные на высококачественном оборудовании с выполнением всех санитарных и технических норм. А кухни в основном и готовят кефир, творожок из цельного коровьего молока, используемые как дополнительное питание для грудничков с шести месяцев. Основной же упор в питании младенцев специалисты сегодня делают на грудное вскармливание. Именно его рекомендуют и пропагандируют Всемирная организация здравоохранения, ученые, занимающиеся проблемами питания детей раннего возраста. Приняты программы, способствующие обучению мам грудному вскармливанию, правильному рациональному питанию малышей. В Ярославле есть школы для беременных, школы здорового ребенка, где мам этому обучают.
– Дети, получающие грудное молоко, здоровее своих сверстников-искусственников. Ведь именно молоко матери – лучшая профилактика аллергических и желудочно-кишечных заболеваний. Даже просто психологический контакт малыша и матери, которая кормит его грудью, – важнейший фактор воспитания здорового ребенка, – говорит Мельникова. – Но если проблемы все-таки возникают и у мамы не хватает молока, то врачи придут на помощь, подберут адаптированные смеси.
Торговля действительно предлагает сегодня самые разнообразные смеси: на соевой основе, на молоке, с микроэлементами, обогащенные железом, минералами, но не вредны ли они для детей, задаются вопросом чаще всего даже не родители, а люди старшего поколения, бабушки и дедушки.
– Смеси эти соответствуют всем международным стандартам. Они адаптированы, максимально приближены к грудному молоку, вещества, входящие в них, необходимы для нормального развития и роста ребенка. Кроме того, есть смеси специально предназначенные для недоношенных детей, для малышей, страдающих срыгиванием, – отвечает Татьяна Викторовна.
Но вернемся все же к вопросу о кухнях. Немаловажной причиной для закрытия их стал и вопрос финансовый.
Детское питание, производимое на них, для родителей бесплатно. Городской же бюджет выделял на эти цели средства немалые – от 70 до 100 рублей на малыша в месяц. Их хватало только на 17 дней. Дети получали 30 граммов творога и 150 граммов кефира.
Но специалисты управления здравоохранения мэрии установили, что продукцией этой пользуются только 30 процентов семей, а в некоторых районах города и того меньше. И вовсе не потому что родителей не устраивает качество питания, просто многие живут далеко от раздаточных пунктов, ездить за питанием на городском транспорте мамам очень накладно, да и режим работы учреждений не всегда удобен, поскольку по санитарным нормам молочные продукты можно выдавать только в течение двух часов со времени их производства.
– У нас 70 процентов семей, имеющих малышей, практически не пользуются кухнями, но они не имеют и пособия, замещающего детское питание, поскольку по личной инициативе не получают его. И кухни, рассчитанные на 5 тысяч порций, едва выполняют норму на 1,5 тысячи, что очень нерентабельно, – поясняет Татьяна Викторовна.
Если подсчитать затраты на содержание кухонь, оборудования, аренду помещений, зарплату сотрудников, стоимость молока, то порция детского кефира, например, подорожает до 230 рублей! А от того, что самим родителям он не стоит ни гроша, многие и не торопятся за ним, пропускают дни выдачи. Скоропортящаяся, по сути уникальная продукция скапливается в кухнях. Особой проблемой это бывает летом, когда семьи выезжают на дачи.
Управление здравоохранения мэрии нашло возможность решить ее: ввели строгий учет и по спискам отдавали дополнительные порции малообеспеченным семьям. Но опять-таки воспользоваться этим могли в основном те, кто проживает рядом с кухнями или пунктами раздачи... Такое нерациональное использование денежных средств, по словам Мельниковой, и заставило мэрию поднять вопрос о целесообразности работы этих учреждений в городе. Кстати, в сельской местности их вообще нет. И в ряде городов, окружающих Ярославль, нет уже молочных кухонь.
Еще один фактор, серьезно повлиявший на решение властей, – это предписания органов санэпиднадзора. Они уже не раз констатировали, что оборудование кухонь не соответствует современным требованиям.
...Все это очень существенно, считает и профессор Татьяна Никитична Николаева, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней факультета педиатрии Ярославской медакадемии. Однако мнение ее относительно закрытия кухонь, выдававших детское питание, все же неоднозначно.
– Все родители будут тратить полученные деньги по назначению? Да и хватит ли их вообще на всех нуждающихся? – спрашивает Татьяна Никитична.
Конечно, сегодня и смеси, и многие продукты есть на прилавках, но они очень недешевы. А «Агушу», например, родителям приходится приобретать вообще под заказ, так как сроки реализации этого продукта ограничены, и торговцы не рискуют брать большое количество его. Решить проблему могла бы линия детского питания на одном из местных предприятий, полагает она. Но об этом в городе и области уже и речи не ведется.