Жизненный путь Архипа Люльки – одного из основателей конструкторской школы НПО «Сатурн» и отечественного двигателестроения в целом – это великая часть истории турбореактивных двигателей (ТРД) России. Его творческие достижения стали достоянием всего человечества. Именно поэтому 100-летие академика Люльки отмечает вся мировая научная общественность, а 2008 год авиационное сообщество объявило годом академика Люльки.
Архип Михайлович родился в селе Саварка Киевской губернии в многодетной крестьянской семье. В 1931 году окончил Киевский политехнический институт. С 1933-го по 1939 год преподавал в Харьковском авиационном институте. Уже там, в 1937 году, Люлька начал работу над проектом воздушно-реактивного двигателя с центробежным компрессором. Двигатель предполагалось установить на истребитель ХАИ-2. Работа, однако, опережала технические возможности того времени.
В этот же период конструктор разработал проект ТРД с осевым компрессором, который был одобрен Наркоматом авиационной промышленности. Работы начались в СКБ-1 в Ленинграде. Там же Архип Михайлович создал первый в СССР технический проект авиационного турбореактивного двигателя РД-1. В апреле 1941 года Архип Люлька получил авторское свидетельство на схему двухконтурного реактивного двигателя, которая нашла мировое признание.
Война отодвинула планы создания авиационного реактивного двигателя, и Люлька некоторое время трудился на танковом заводе в Челябинске. Однако с 1943 года он продолжил работу над ТРД. 30 марта 1946 года было образовано ОКБ-165 по разработке и созданию отечественных турбореактивных двигателей, а Люлька был назначен его руководителем. Этот день стал датой основания ОКБ «Сатурн» А. М. Люльки.
Под руководством Архипа Михайловича был создан первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1. Впоследствии КБ Люльки создало целый ряд удачных реактивных двигателей, которыми оснащаются самолеты Сухого, Туполева, Ильюшина, Бериева. Наиболее известно из них в те годы семейство двигателей АЛ-7: АЛ-7П (для Ту-110), АЛ-7ПБ и АЛ-7ТВ (для первых Ил-62). По решению правительства двигатели, созданные в ОКБ А.М. Люльки, стали именоваться инициалами конструктора: «АЛ» – Архип Люлька.
На следующих модификациях конструктор оснастил АЛ-7 форсажной камерой – двигатель АЛ-7Ф был предназначен для первого сверхзвукового истребителя ОКБ Сухого С-1. Двигатель получился настолько удачным, что авиаконструкторы решили оснастить им свои новые самолеты: Ил-54, Ту-98, перехватчики Сухого Т-3 и П-1, Микояна – И-7У и И-75, Лавочкина – Ла-250. А на С-1 с двигателем Люльки впервые в СССР была достигнута скорость, в два раза превышающая скорость звука.
Вскоре АЛ-7Ф и его последующие модификации были внедрены в серийное производство сразу на нескольких заводах.
С 1950-го по 1960 год профессор А.М. Люлька преподавал в МАИ. В 1957 году он стал генеральным конструктором ОКБ-165, и ему было передано ОКБ-45, работавшее до того над двигателями В. Я. Климова.
В 1965 – 1970 годах в стенах ОКБ появилось новое поколение двигателей – семейство АЛ-21Ф. Там же родились проекты малоразмерных газотурбинных и жидкостных ракетных двигателей.
В начале 70-х годов Архип Люлька обратился к реализации своего изобретения – схемы двухконтурного ТРД со смешением потоков, авторское свидетельство на изобретение которого он получил еще в 1941 г. Сейчас по этой схеме строится абсолютное большинство турбореактивных двигателей в мире.
В 1976 году коллектив ОКБ Люльки приступил к созданию двигателя IV поколения АЛ-31Ф для установки на фронтовой истребитель Су-27 разработки ОКБ Сухого. Этот двигатель стал вершиной творчества Архипа Михайловича. По оценке современников, лучший отечественный двигатель был установлен на лучший самолет, на котором с 1986-го по 1988 год было установлено более 30 мировых рекордов.
Страна должным образом отметила заслуги конструктора: в 1975 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден орденами и медалями СССР, является лауреатом Ленинской и двух Государственных премий СССР.
В 1978 году, выступая перед коллективом созданного и возглавляемого им ОКБ «Сатурн» по случаю своего 70-летия, Архип Михайлович сказал: «Нас теперь называют пионерами создания отечественного турбореактивного двигателя. Прежде всего – это обязывающее определение и, конечно, очень приятное. В нем есть что-то от нашей молодости, которую забыть нельзя. Наше конструкторское бюро, его замечательные люди прошли большой и очень нелегкий путь от первых опытов и конструкторских проработок в области реактивного двигателестроения до становления и полного утверждения ТРД как основной двигательной установки на современном самолете любого типа и назначения. Это была эпоха энтузиастов, выбравших совершенно самостоятельный путь».
После смерти Архипа Михайловича в 1984 году его имя было присвоено предприятию, которое он возглавлял с 1946 года. Именем академика Люльки названа также площадь Москвы рядом с его ОКБ и опытным заводом.
В начале ХХI века «Научно-технический центр им. А. Люльки» и «Лыткаринский машиностроительный завод», которые были созданы и долгое время возглавлялись Архипом Михайловичем Люлькой, вошли в состав ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн», его коллектив работает над проектами новых авиационных двигателей, которым по традиции присваивается марка АЛ – Архип Люлька.
В связи с юбилеем выдающегося авиаконструктора, одного из основателей компании генеральный директор ОАО «НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин отметил:
– Мы всегда должны помнить, что усилиями Архипа Михайловича Люльки, усилиями его соратников были созданы великие двигатели марки АЛ, которые производились и производятся тысячами штук, которые стоят на вооружении российских ВВС и армий десятков стран мира. Двигатель АЛ-31, бесспорно, стал техническим бестселлером ХХ века. Сегодня мы празднуем 100-летие Архипа Михайловича, но в это время тысячи двигателей, созданных им, ежедневно поднимают в небо сотни самолетов таких глобальных стран мира, как Россия, Индия, Китай.
Есть такое понятие – конструкторская школа. У Архипа Михайловича Люльки была сформирована собственная школа, школа создания суперсовременных реактивных двигателей для боевых самолетов. Наследие – это знания, как теоретические, так и практические, которые были накоплены десятилетиями.
Приумножение традиций школы Архипа Михайловича Люльки – это, конечно, перевод тех знаний на современные рельсы. Сегодня совершенно другие информационные и технологические возможности как в стране, так и в мире, и все это очень активно используется НПО «Сатурн» при создании современных двигателей.
Самая главная задача, которая стоит перед нашей компанией, – создавать не менее удачные образцы двигателей, вводить их в эксплуатацию, обеспечивать новыми силовыми установками следующее поколение самолетов ОКБ Сухого. Мы создаем сегодня вместе с нашим партнером – Уфимским моторостроительным производственным объединением – новый двигатель для ОКБ Сухого, для самолетов пятого поколения. Недавно поднят в небо нашими двигателями 117С и успешно проходит летные испытания совершенно новый самолет – многофункциональный истребитель Су-35. И мы не сомневаемся, что все задачи, которые стоят перед компанией в рамках обеспечения ОКБ Сухого современными силовыми установками, – будут выполнены.
Вот это и есть главное сегодня – модернизировать существующее производство, сохранять школу, отбирать лучших людей, чтобы они потом вырастали в таких же генеральных конструкторов. Это и есть наилучший способ сохранения наследия великого конструктора – Архипа Михайловича Люльки.