По-моему, в настоящее время существует два типа высших учебных заведений. В первом случае (традиционном) вуз – это высшая школа. Дух ее – труд и творчество. Другой тип – организация по оказанию образовательных услуг. На первый взгляд это одно и то же. Однако почему-то возникает ассоциация: когда человеку оказывают услугу, он расслаблен, и с ним делают что-то приятное, как в парикмахерской или массажном кабинете. Когда же человек учится, он напряжен и совершает работу. Именно в этом смысл школы и отличие ее от организации по оказанию образовательных услуг.
Хотя изначально политехнический не был университетом, несомненно, его основатели стремились к классическим университетским традициям. Я сравнил программу подготовки в нашем вузе с программами и требованиями классических университетов и убедился, что по уровню фундаментальной подготовки наш вуз пока еще не соответствует этим требованиям. И тем не менее я убежден, что его дух и стиль – это дух и стиль университета. Именно таким я его и вижу в дальнейшем.
Успешный руководитель университета – это человек, который должен иметь соб-ственный высокий рейтинг, чтобы на равных общаться с коллегами из ведущих российских и зарубежных вузов, хорошо владеть иностранным языком, быть руководителем собственной научной школы, поскольку именно по его уровню оценивается уровень вуза в целом. И это не только престиж вуза, но и участие в распределении различных грантов и научных программах. В последнее время эта работа в нашем вузе сведена к минимуму. Это одна из причин того, что в рейтинговых показателях вуза именно показатели, связанные с наукой, у нас оказались на последнем месте. Поднять их, по моему мнению, невозможно без того, чтобы лидер коллектива активно занимался наукой сам и увлекал за собой других.
В связи с этим я убежден, что как ректор нашего вуза, так и ведущие проректоры должны быть только докторами наук. Мы знаем, что именно в те периоды, когда это было, наш вуз занимал самые передовые позиции как по всем показателям, связанным с научной работой, так и по уровню финансирования через научные программы и хозяйственные договоры.
Один из наших известных политиков как-то предположил, что динозавры вымерли из-за отсутствия обратной связи. В силу больших размеров сигнал от хвоста до головы доходил столь долго, что за то время, когда голова собиралась повернуться, хвост уже съедали. Для технического университета обратная связь, видимо, столь же необходима. Я имею в виду качество подготовки наших специалистов. Оценить это качество могут только потребители – предприятия.
Работая заведующим выпускающей кафедрой и постоянно общаясь с руководителями и ведущими специалистами различных предприятий, я убедился, что интерес к нашим выпускникам, несколько ослабевший в годы перестройки, в настоящее время сильно возрос. Однако возросли и требования. Управленцы все больше уступают место специалистам. Все чаще общаемся с директорами – кандидатами технических и физико-математических наук. При этом соб-ственную квалификацию приходится подтверждать постоянно. Мой вуз был создан ярославскими предприятиями. Силу его я вижу в дальнейшем укреплении связи с ними и готов к этому.
Присоединившись к международному соглашению, Россия окончательно выбрала путь многоуровневой подготовки специалистов. Подготовить магистра стоит преподавателю больших усилий, чем подготовить инженера. Да и квалификация преподавателя, готовящего магистров, должна соответствовать более высоким требованиям. Однако сегодня опыт работы однозначно свидетельствует: магистры имеют более высокий уровень, всегда востребованы. Следовательно, расширение программ магистерской подготовки, увеличение числа студентов, обучающихся в магистратуре, – правильное направление для повышения качества подготовки специалистов. Но для нас это и не только вопрос престижа. Сегодня ведутся разговоры о том, что бесплатным будет только бакалавриат, а магистерская подготовка – платной. Но пока выпуск магистров в нашем вузе исчисляется десятком человек.
Если мы уже сейчас не сделаем магистерскую подготовку массовой, а уровень магистра – стандартом подготовки специалиста, то после введения платы за обучение в магистратуре у студентов может возникнуть мнение, что магистр – это что-то недостижимое. Поэтому большинство студентов будет заканчивать свое обучение на уровне бакалавра. Но помимо просто ухудшения качества подготовки для вуза это будет чревато еще и сокращением финансирования, которое и без того невысокое.
Как повысить финансирование вуза? Первый шаг к тому, чтобы стать богатым, – научиться правильно расходовать деньги. Несмотря на все разговоры в правительстве, опыт подсказывает, что ожидать существенного увеличения бюджетного финансирования не приходится. Основной источник дополнительного финансирования в успешных вузах – внебюджетные средства. Его главные статьи: доходы от аренды, платное образование и участие в хоздоговорных работах, научных и инвестиционных программах. Возможности сдачи помещений в аренду ограничены. Однако все ли они исчерпаны? Откуда взять дополнительный набор на платное образование?
Другие вузы открывают гораздо больше новых специальностей, более внимательно следят за рынком. Почему такая ситуация? Мне отвечают: «Да у нас просто некому учить. Все преподаватели и так заняты». Действительно, заняты. Работают дополнительно в платных вузах. Но почему в других, а не в нашем? Если бы энергичный преподаватель, желающий создать новую образовательную программу или курс, четко знал, на что будут расходоваться вырученные сред-ства и в каком объеме он может рассчитывать на прибыль от реализации нового проекта, мне думается, что новые образовательные программы и желающие их реализовывать нашлись бы в достаточном количестве.
Существующее мнение, что ректор должен назначаться сверху, а не выбираться коллективом, я считаю неправильным. Избираться должны и деканы факультетов. Убежден, что методы управления нашим вузом необходимо строить на демократических принципах.