четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 21 марта 2008

«Мы его уважали и уважаем»

нет фото

Статья «Человек в отставке» (6 февраля с. г.), рассказывающая о том, как руководство комбината «Красный Перекоп» забыло бывшего директора Абрама Семёновича Башмашникова, не оставила равнодушными перекопцев. В редакцию пишут, звонят. Один из звонивших признался: «Было стыдно за всех нас».

автор Татьяна ЕГОРОВА

 

«Как можно так обойтись с человеком, который стоял у руля комбината больше 20 лет, – негодует бывший экономист ЖКО М. И. Шахарова. – Я была на вечере, посвящённом 285-летию предприятия, о котором говорится в статье. Когда всем раздали юбилейную газету и показали фильм, сразу бросилось в глаза, что ни там, ни там ни слова о Башмашникове. Сидевшие рядом со мной тоже удивлялись: «А где же Абрам Семёнович?» Я сказала, что сейчас встану, выйду на сцену и выложу всё, что об этом думаю. Но меня одёрнули: «Сиди. Не портить ведь праздник».

«Я родилась и выросла на Перекопе, 13 лет работала на комбинате заместителем главного бухгалтера. В 1990 году перешла в райисполком Красноперекопского района (ныне администрация) и трудилась там по 2004 год в должности главного бухгалтера, – пишет Н. Л. Жарова. – С большим уважением вспоминаю Абрама Семёновича. При всех труднос­тях комбинат при нём стал одним из лидеров промышленности Ярославля. На балансе предприятия находился не только производственный комп­лекс, но и 158 жилых домов общей площадью 248 тысяч квадратных метров, 15 детских учреждений, спортивные сооружения, Дом культуры – благодаря его стараниям и заботе всё это большое хозяйство поддерживалось в достойном состоянии.

Моя мама живёт на Перекопе до сих пор, я часто её навещаю, встречаю работников комбината и знаю от них, что в последние несколько лет А. С. Башмашникова игнорируют, – подтверждает Нина Львовна. – Какое же это уважение у нынешнего руководства к своему предшественнику? Комбинат справедливо называют историческим. Но разве так пишется история?»

«Абрам Семёнович до глубины души, до кончиков пальцев текстильщик, – отзывается З. К. Матвеева, проработавшая на комбинате всю жизнь в разных должностях, в последнее время председателем профкома. – Я всегда удивлялась его деловым качествам, умению организовать дело, разобраться в тонкостях производства, нормирования, моментально сосчитать в уме то, что потом долго прокручиваешь на машинке. Был он и строгий, и добрый одновременно. Я по характеру вспыльчивая, горячая, в чём-то мы похожи. Другой раз такие дискуссии разгорались! Я на своём стою, он на своём – разговор переходит на повышенные тона, никто не уступает. И тут Абрам Семёнович говорит: «Ладно, всё. Давай попьём чаю». И на такой ноте разговор входит постепенно в конструктивное русло».

Поделился своим мнением и Э. Р. Воодь. «Прочитали мы с женой статью и стало обидно». Заслуженный строитель России, монтажник СУ-5 «Ярнеф­техимстроя» Эрих Рудольфович построил на комбинате не один объект. Он привёл случай, когда оказалось, что в проекте очередного сооружения пропущено что-то важное. «Стоило мне обратиться к Башмашникову, объяснить, чем это грозит, как сразу же упущение было исправлено – без промедления, моментально. Как человек, тесно связанный с комбинатом, я ещё его ценю за то, что в самое трудное перестроечное время «Красный Перекоп» всё-таки выстоял. Министерство уже не работало, все контакты оборвались – тогда Башмашников наладил прямые связи с Узбекистаном, хлопок оттуда пошёл прямым ходом, и комбинат не встал».

«А как он переживал в перестройку, – цитирую ещё раз Зинаиду Константиновну Матвееву. – Когда производство стало сокращаться, начались вынужденные увольнения, – в это время наш директор, наверное, полжизни потерял».

«Мы были шокированы таким отношением нынешнего руководства к Абраму Семёновичу Башмашникову, – делится М. И. Столбова, прошедшая на комбинате путь от мастера до начальника мотально-тростильно-крутильного цеха. – Даже если на минуту забыть, что он был директором, нам, ветеранам, ведь что надо? Только участливое отношение. Не надо заваливать нас подарками. Нас бы в кружок какой собрать, сказать доброе слово, и больше ничего не требуется».

Умение относиться к людям по-человечески – это качество, которое дано, увы, не каждому начальнику. Башмашников им обладал, и это ценят все, кто с ним работал. «Моя родина – Кировская область, – рассказывает та же Мария Ивановна Столбова, – а последняя работа Абрама Семёновича перед тем, как он перевёлся на «Красный Перекоп», была на Кировском текстильном комбинате. Земляки, не земляки, но как бы не чужие люди. Идёт мимо, обязательно спросит, как мама, как папа, как брат. Он всего на двадцать лет меня старше, а относился, можно сказать, по-отцовски».

Многие удивляются тому, что директор всех помнил по имени-отчеству. Ладно бы инженерно-технических работников – почти всех рабочих тоже.

«Придёт в производство, со всеми поздоровается, с рабочими он вообще вёл себя мягче, чем с ИТР» (Н. Л. Жарова). «На ИТР он мог и покричать. Но чтобы голос повысить на рабочего – такого не бывало никогда» (М. И. Шахарова).

Некоторые сценки, продолжает она, и сейчас перед глазами. «Я утром заходила в механическую группу нашего ЖКО. Как бы рано ни было, Абрам Семёнович уже там. Его интересовал не только план, но и быт. Он всё знал: где грязь не убрана, где туалет не работает, где воды нет. Начальником ЖКО у нас был Истомин, тот выходил на работу в шесть утра. Однажды я поинтересовалась, зачем так рано. «Чтобы опередить Абрама Семёновича», – ответил он.

Люди ничего не забыли. В середине 1950-х годов все цеха были выкрашены, как общественные туалеты на вокзале, – вспомнил кто-то. – При Башмашникове все они были выложены белым кафелем.

Одна такая подробность, другая, и слова «мы все его уважали и уважаем» уже не требуют дальнейшей расшифровки.

Бывший начальник финансового отдела В. М. Катков: «Я проработал на комбинате недолго, всего три года, но сохранил самые лучшие воспоминания об Абраме Семёновиче. Все цифры у него были в голове, решения он принимал сразу. Да, финансирование было скудное, была другая система в стране, денег не хватало, но комбинат поддерживался в должном состоянии и отношение к людям было человеческое. Меня удивляет нынешняя ситуация. Я лично отношусь к Абраму Семёновичу с большим уважением. Не игнорировать надо такого человека, а воздать ему должное, как он того заслуживает».

Вновь и вновь обращаюсь к читательским отзывам. Наверное, столько добрых слов в свой адрес бывший директор не слышал никогда. Сложись всё по-другому, может быть, и не услышал бы. Перекопцы – народ не сентиментальный. Но за справедливость они горой.

Впрочем, закончить этот обзор хочется на оптимистической ноте. 26 февраля с. г. мэр В. В. Волончунас подписал постановление № 546. «За многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в социально-экономическое развитие Ярославля, – говорится в нём, – Башмашников Абрам Семёнович награждается Почётным знаком города Ярославля первой степени». Нужны ли ещё какие-нибудь комментарии?

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают