Так, к примеру, во Владивостоке буханка самого ходового хлеба «Подольский» стоит уже 25 рублей! В Ставропольском крае хлеб подорожал на 25 процентов, в Самарской и Ростовской областях – на 20. В соседней Вологде буханка «Дарницкого» стоит 17 рублей 10 копеек, а любимый народом батон «Нарезной» – 20 рублей!
У нас цены на хлеб намного ниже. Но и в Ярославской области стоимость продуктов питания растёт день ото дня. Об этом люди говорят в транспорте, в магазинах, на работе.
Утро. Две женщины разговаривают в трамвае № 1:
– Вы заметили, масло подсолнечное опять подорожало?
– И не говорите! Цены растут как на дрожжах. И ведь что удивительно: сейчас Великий пост, а яйца дорожают!
– А я из Ростова, – включается в беседу ещё одна пассажирка. – У вас в Ярославле цены всё-таки ниже, чем у нас. Подсолнечное масло «Слобода» стоит уже 65 рублей! До выборов стоило 60. Бешеные цены! А зарплата у простого ростовчанина три с половиной тысячи рублей.
– Да, в районах намного хуже с ценами, – продолжает гражданочка, которая завела злободневную беседу. – У меня тётя живёт в Некрасовском, мы с ней по телефону вчера разговаривали. Я ей про здоровье, как, мол, чувствуете себя, а она мне про цены, дескать, какое может быть здоровье с такими ценами. Один лимон 19 рублей стоит! Масло растительное «Золотая семечка» – 67 рублей, молоко – 28! Картошка – 18 рублей пятьдесят копеек килограмм. Мешок-то уже на тысячу рублей потянет! А пенсия её со всеми ветеранскими надбавками три пятьсот.
День. Автобус № 8. На остановке «Улица Промышленная» входит старушка с хозяйственной тележкой, на которой жгутами закреплены несколько сеток с овощами. Бабулечка перегораживает путь пассажирам, и в её адрес раздаются недовольные замечания, мол, куда столько-то нагрузила.
– У меня дочка, учительница, одна воспитывает двоих детей. Зарплата у неё небольшая, – виновато отвечает бабушка. – Я для её семьи продукты подешевле покупаю на оптовой базе. Магазинные цены для нас слишком высоки.
Так жалко наших стариков, подумала я. На рынках можно часто видеть, как они, чтобы купить себе фрукты и свежие овощи, копаются в гнили, выбирая из подпорченных отбросов покрепче...
Продавец мясного ларёчка стала доверительно мне жаловаться:
– Замучили меня бабушки, просят взвесить одну котлетку, а потом ещё спрашивают, почему вчера одна котлетка «Домашняя» стоила столько-то, а сегодня дороже?
Захожу на днях в магазин «Центр-7». К витрине хлебного отдела прикреплено объявление: «Уважаемые покупатели! ЗАО «Атрус» сообщает вам, что с 17 января повышаются отпускные цены на хлеб и хлебобулочные изделия в связи со значительным повышением цен на потребляемые газ, электроэнергию, воду, а также продолжающийся рост цен на основное сырьё (муку). Выражаем надежду на ваше понимание и взаимовыгодное сотрудничество!».
Спрашиваю продавца: а что, цена за буханку «Дарницкого» 12 рублей 40 копеек – январская?
– Да что вы! С января хлеб дорожал несколько раз! Покупатели ворчат, нам выговаривают, словно мы в этом виноваты. А мы-то при чём? Зарплату-то нам не прибавили.
А что же говорят по поводу роста цен власти? Те, кто по долгу службы должен следить за этим.
Комментирует ситуацию первый заместитель директора департамента потребительского рынка товаров и услуг администрации Ярославской области Валентина Николаевна ЛОГИНОВА:
– Цены диктует рынок. Если энергоресурсы дорожают, транспортные затраты увеличиваются, то меняется и стоимость доставки. На социально значимую группу товаров – хлеб, молоко – торговые предприятия держат наценку 10 процентов. Это всё, что они могут сделать. Ведь торговля в убыток себе работать не будет. Подорожали коммунальные услуги. Когда принесли квитанции, все были в шоке. Рынок динамичен, и виновных в повышении цен найти невозможно! Мировые финансовые изменения рикошетом доходят до каждого. Наше правительство предпринимает определённые шаги по стабилизации цен. Надеемся, что это даст положительный результат.
Старший помощник прокурора Ярославской области Яна Альбертовна СМИРНОВА ответила корреспонденту «Северного»:
– По повышению цен проверка не проводилась. Этот вопрос в прошлом году обсуждался в администрации области, собиралась комиссия по вопросам потребительского рынка. Пришли к выводу, что всё под контролем, и прокуратура не вмешивалась.
А какие меры, сдерживающие рост цен, предпринимает Правительство России? Заместитель главы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач заявил на этой неделе, что цены на хлеб в РФ повышаются из-за роста мировых цен. По его словам, введённая в начале года заградительная пошлина на вывоз из России пшеницы оказала воздействие на экспортные потоки. «Экспорт зерна почти прекратился. Но цены – и оптовые и розничные – растут. Они ориентируются на рост мировых цен», – констатировал Клепач. Действие запретительных пошлин на экспорт зерновых – 30 процентов на ячмень и 40 процентов на пшеницу – продлено до 1 июля.
Неэффективность добровольно-принудительного замораживания цен, очевидно, осознают в Правительстве России. По крайней мере пролонгировать соглашение с товаропроизводителями после 1 мая не планируется. Вместо этого Минсельхоз предлагает ограничение торговой наценки на социально значимые товары – хлеб, молоко, яйца. По мнению министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, она не должна превышать 10 – 12 процентов.
Россияне ждут от правительства мер, которые защитят их от роста цен. Понятно, что растут мировые цены. Но зарплаты-то и пенсии у нас не мировые. Нестыковка получается...