Долгие годы она надёжно служила природным фильтром, благодаря которому ослаблялось вредное влияние лакокрасочного производства. Ещё в начале 90-х годов в пойме гнездились многочисленные пернатые. А на месте бывшего болота образовались два озера, на которые не боялись садиться дикие утки. Которосль тогда была местом массового отдыха жителей района. В жаркие дни на её берегах можно было насчитать не одну сотню купающихся, не опасавшихся за своё здоровье.
Все это, к сожалению, осталось в прошлом. А какова сегодняшняя действительность? Увы, приходится констатировать, что парк в пойме реки Которосли как памятник природы регионального значения, включенный в список всемирного наследия, находится на грани своего исчезновения. Для тех, кто наблюдал всё происходившее в пойме реки в последние 10 – 15 лет, такой вывод не будет чем-то неожиданным. Напротив, выстраивается целая цепочка из достаточно преднамеренных действий или бездействия тех или иных должностных лиц, ответственных за сохранность национального достояния.
Начало планомерному выводу из строя заповедника было положено в памятном для всех 1991 году. Тогда жителям района в обмен на их избирательные голоса политики обещали, придя к власти, разбить на его месте городской парк, что, в принципе, противоречило положению о природных памятниках. Затем последовала ещё одна попытка реализовать идею паркового строительства, которая, как и следовало ожидать, ограничилась валкой деревьев и бульдозерной расчисткой пешеходных дорожек, следы которых видны до сих пор. Большое количество деревьев пострадало и в ходе строительства стадиона военно-финансового училища. Сегодня все спортивные сооружения находятся в плачевном состоянии. Впрочем, они никогда и не использовались в полной мере. Но самую роковую и одновременно ключевую роль в наступлении на природоохранную территорию сыграло превращение центральной части поймы в строительный полигон, на котором производился намыв речного песка. Для этого на площади не менее 10 га была уничтожена растительность, засыпан водоём. При этом немалый урон был нанесён самой Которосли. На её левом берегу образовалась огромная песчаная отмель, едва не изменившая речной фарватер. После того, как песок вывезли, началось строительство беговых дорожек для конно-каретного двора. Одновременно с этим велась прокладка водопровода с полосой отчуждения до пяти метров. Это свидетельствовало о том, что вскоре здесь начнется строительство и наземных объектов. К одному из них – общежитию военного училища – приступили в конце 90-х годов. Однако своевременно предпринятыми усилиями тогда удалось остановить незаконную стройку. Согласно ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых территориях» и п. 20 «Типового положения о памятниках природы в Российской Федерации», утвержденного приказом Минприроды от 14 декабря 1992 года, исключалась всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы.
О том, что «парк в пойме реки Которосли» является памятником природы регионального значения, подтверждалось и в постановлении администрации области от 21 января 2005 года. Но, несмотря на это, пойма продолжала служить местом захоронения промышленных и бытовых отходов, пока, наконец, 14 декабря 2007 года не последовало новое постановление администрации области, подписанное заместителем губернатора И. И. Скороходовой о разделении всей территории поймы реки Которосли на две части: зону охраняемого природного ландшафта (то, что ещё осталось) и зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности (то, что в течение многих лет подвергалось опустошению). Иначе говоря, вместо устранения ущерба, нанесённого природе, было принято решение фактически о ликвидации исторического памятника.
Следует сказать, что само постановление и приложение к нему, в котором разъясняется режим использования земель и градостроительный регламент на территории природоохранной зоны, кому-то мог показаться вполне разумным. К тому же они опираются на Федеральный закон от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Так, в документе, проявляется забота о том, чтобы проектирование нового строительства велось «на исторической подоснове с полным подчинением среде». Правда, непонятно, что имеют авторы в виду под исторической подосновой, и как они собираются подчинить строительство окружающей среде. Ведь до того, как видно из вышеизложенного, у них с этим происходило нечто прямо противоположное. Далее в документе говорится, что в целях «обеспечения панорамного восприятия исторического центра города Ярославля высота зданий и сооружений на территории регулирования застройки и хозяйственной деятельности не должна быть выше 9 метров (в абсолютных отметках 98,0), на 1,5 метра ниже уровня Которосльной набережной». Потрясающая точность, но только снявши голову, по волосам не плачут. Авторы постановления крайне непоследовательны. С одной стороны, они как бы ещё раз выражают заинтересованность в сохранении естественно-исторического облика города, а с другой – наносят ему непоправимый ущерб. Двойной подход виден и в том, что «не допускается высокоствольное озеленение, закрывающее» всё ту же «панораму исторического центра города», но одновременно устанавливается квота на строительство «объектов ландшафтной архитектуры», которая, с их точки зрения, не должна превышать 15 процентов.
В общем, создается видимость некоторой целесообразности. Но нет главного – желания возродить исторический памятник. Давление на него идёт со всех сторон. И в конечном итоге окажется недостаточно указанных 15 процентов, ибо инвесторы готовы предложить городу самые заманчивые проекты в виде строительства планетария, филармонии, развлекательного комплекса, гостиницы, кафе, парковых павильонов, игротек, концертных площадок и других «объектов ландшафтной архитектуры». А это уже «тянет» на все 100 процентов. Поэтому не случайно в декабре-январе в зоне лесопарка работала бригада «Горзеленхоза». Свое появление в зимнее время в пойме рабочие объяснили тем, что удаляют помеченные больные и сухие деревья. Но на деле осуществлялся настоящий лесоповал.
И уже 29 января 2008 года было принято постановление мэрии «О подготовке проекта планировки территории, ограниченной набережной, створом улицы Чайковского, берегом реки Которосли, проспектом Толбухина». При подготовке этого постановления учитывались статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации и решение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля от 18 января 2008 года. Однако вызывает недоумение тот факт, что и постановление администрации области, и постановление мэрии, подписанное В. В. Волончунасом, принимались без согласования с департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. Примечательно и то, что при подготовке проекта планировки территории природоохранной зоны мэрией не берётся в расчёт та часть поймы Которосли, которая находится за Толбухинским мостом. И это понятно, т. к. на том месте, где когда-то были берёзовая и сосновая рощи, простирается территория, готовая для строительства, по всей вероятности, гаражей.
Следует напомнить, что в этом году экологическая обстановка в Кировском районе существенно ухудшится из-за расширения проезжей части проспекта Толбухина. Индекс загрязнения атмосферы возрастёт из-за роста численности автостоянок. Всё большее количество автомашин скапливается у подъездов жилых домов и детских площадок. Продолжается использование под застройку газонных покрытий. Сокращается суммарное количество зелёных насаждений. Спиленные деревья не компенсируются новыми посадками. Процент выживаемости молодых деревьев остается низким. Поэтому вместо каждого срубленного дерева необходимо посадить не менее 10 саженцев, чтобы через 20 – 30 лет из них сохранились 1 – 2. Соответственно, и восстановительная стоимость удаляемых деревьев должна быть не 3 – 5 тысяч рублей, а на порядок выше. Но особенно актуальной в этой связи становится проблема восстановления защитной функции природной экосистемы в пойме реки Которосли. Возведение в ней объектов культурно-развлекательной индустрии несовместимо с сохранением её целостности. Это чревато окончательным нарушением экологического баланса в районе и без того уже чрезвычайно хрупкого.