Её дебютный фильм «Лера» просто перенасыщен событиями: любовь, смерть, предательство, тайна рождения и даже немного фантастики. Но профессиональная режиссёрская чуткость Татьяны Догилевой и великолепная игра актёров – в главных ролях снялись Екатерина Васильева, Дарья Михайлова, Дмитрий Харатьян, Марина Майко – мастерски удержали фильм в мелодраматическом пространстве, не позволив гиперсобытийности сценария перетянуть «Леру» в зону «мыльного фарса». На премьере, которая состоялась в ТЮЗе, чуткий ярославский зритель если и не рыдал взахлёб, то носом шмыгал, не стесняясь осуждения соседей. После кинопоказа мы встретились с актрисой и режиссёром Татьяной Догилевой.
– Позвольте поздравить вас с премьерой...
– Спасибо!
– ...и поинтересоваться, не собираетесь ли вы продолжить карьеру кинорежиссёра?
– Ой, подождите, мне надо опомниться от этой работы. Я сегодня сама впервые посмотрела свой собственный фильм в присутствии зрителей, и мне было очень интересно наблюдать за их реакцией. Если при таком нагромождении мелодраматических событий никто в зале не смеялся, я считаю, что мы справились с поставленной задачей.
– Вы – признанная, востребованная актриса. Что вам не хватало в пространстве вашей профессии и почему вы занялись режиссурой?
– Да по глупости, конечно! Я не училась ни кинорежиссуре, ни театральной режиссуре... Но я всегда принадлежала к тем актрисам, которые искренне полагают, что всё зло – от режиссёра, а всё хорошее – от актёра, и мне казалось, что я куда лучше режиссёров понимаю, что надо делать на сцене и на съёмочной площадке. Именно в таком состоянии однажды я взялась за постановку первого спектакля, чтобы через неделю понять, что всё на самом деле обстоит далеко не так. Но было уже поздно, деньги отпущены, проект заработал, и обратного хода мне нет. С большим трудом, с ужасами и ночными кошмарами я довела проект до ума, потом на него обрушилась критика, я страшно переживала, но спектакль жив до сих пор и пользуется популярностью у зрителей. Это спектакль «Лунный свет, медовый месяц». Потом была постановка «...Не отрекаются любя» и ещё два спектакля, которые, увы, уже сошли на «нет». А с первыми двумя мы были на гастролях в Ярославле. С кино – та же самая история. Мне всегда хотелось крикнуть слово «Мотор!» ... Вот и крикнула.
– Как часто ездите на фестивали?
– Последнее время – очень редко, у меня нет фестивальных фильмов, а бессмысленные тусовки с некоторых пор я перестала любить. Нет, в молодости я отдала им должное, а сейчас просто жаль времени. Два года назад съездила на «Кинотавр», чтобы просто посмотреть, что это такое, и поняла, что кинофестивалем там и не пахнет, а происходящее напоминает корпоративную вечеринку.
– Вы давно не работаете в репертуарном театре...
– Сегодня меня устраивает статус свободной актрисы: у меня есть время заниматься различными другими проектами, снимать и сниматься в кино, ставить спектакли... Я люблю свои спектакли, и артисты их любят, и зрители. Я считаю, что они ничуть не хуже, нежели спектакли стационарного репертуарного театра.
– Это вы по поводу упрёков в адрес антрепризы?
– Я с самого начала была за антрепризу, потому что это единственная форма театра, которую никто не придумывал – она возникла сама, чтобы театр смог выжить. Сегодня почти все стационарные театры живут по принципу антрепризы, только они об этом не говорят вслух. Точно так же они приглашают звёзд на отдельные роли, платят им совсем другие зарплаты, ездят с этими спектаклями по гастролям. Просто считается почему-то неприличным это обнародовать и сознаться – да, у нас – антреприза.
– Возможно, сейчас стало просто хорошим тоном ругать антрепризу в театре и сериалы на телевидении...
– И я так думаю.
– А как вы сами относитесь к сериалам?
– Я в них снимаюсь, но не смотрю. Однако нельзя забывать, что сериал сериалу – рознь. «Служба доверия», например, прекрасная работа. К сожалению, часто идёт диктат денег, поэтому и получается абы какой сценарий, абы какой режиссёр... – лишь бы заполнить эфирное время да набить его рекламой. Это называется формат. Есть много замечательных сценариев, но им не дают ход. В коммунистическое время все плакались на идеологическую цензуру, а сейчас время экономической цензуры.
– В преддверии весенних праздников позволю себе практически интимный вопрос: на какие жертвы вы можете пойти ради красоты?
– Просто ради красоты – ни на какие, а ради роли – на все.
– Чем приходилось жертвовать?
– Перед съёмками сериала «Люба, дети и завод» я легла в клинику похудеть. Несколько лет назад сделала круговую подтяжку лица. Когда перестаю влезать в театральные костюмы, то просто перестаю есть...
– Есть ли у вас стилист?
– Боюсь, вы не за ту меня принимаете. Я – обыкновенная трудящаяся женщина, которая на всё зарабатывает своим трудом. Гардероб у меня огромный, но бессмысленный. Однажды я поняла, я – классический шопоголик, мне нравится сам процесс покупки, а вот результат уже не важен. Вот и в Ярославле в первые четверть часа своего пребывания я умудрилась сделать две покупки...
– Как вы воспринимаете шутки о блондинках?
– Если они смешные, то они мне нравятся. Я не отношу себя к блондинкам, потому что (скажу по секрету) изначально я шатенка. Как говорил покойный Микаэл Таривердиев: «Ты у нас, Таня, проходишь за умную».
– В фильме «Блондинка за углом» вы снимались с Андреем Мироновым...
– Он был звездой моего поколения. Когда я ещё только училась в институте, Миронов приезжал к нам на творческую встречу уже известным, состоявшимся в профессии актёром. Потом мы с ним встретились в «Блондинке...» Мне повезло, что в своё время Марк Захаров поставил спектакль «Жестокие игры», который смотрела вся Москва, и Миронов в том числе, поэтому он меня уважал как актрису. Но во время съёмок «Блондинки...» он меня опекал и очень нежно относился... Миронов вообще ко всем молодым актрисам очень нежно относился.
– До какой степени вы допускаете прессу в свою жизнь и как реагируете на публикации о себе?
– Допускаю на 50 процентов. А что касается реакции, то я не читаю газет, не владею компьютером, не сижу в Интернете и прекрасно себя при этом чувствую. Я веду замкнутую, достаточно тихую мещанскую жизнь, поэтому, надеюсь, что жёлтой прессе и таблоидам я не интересна. Но и тех актёров, которые сами провоцируют шумиху вокруг своего имени, я не осуждаю. Каждому – своё.
– Одно время на телевидении шёл проект «Две правды», в котором вы приняли участие в качестве ведущей...
– Проект просуществовал семь месяцев и был закрыт по инициативе руководства. Мне было интересно попробовать себя в качестве телеведущей и хотелось заработать денег. Попробовала, заработала, все остались довольны друг другом.
– Вы вообще активно участвуете в новых проектах. На вашем счету и «Последний герой», и «Танцы со звёздами»...
– У меня был долгий простой, и когда поступило предложение принять участие в проекте «По-следний герой», я, не задумываясь, выпалила: «Да!» Положив трубку, я заплакала от радости, потому что необитаемый остров, куда предстояло ехать, был как раз тем местом, куда мне хотелось убежать от всех своих неразрешённых проблем. Я очень благодарна этому проекту – невероятный шлейф блестящего мира, который был на острове, тянулся за мной очень долго! И ощущение небывалой силы и энергии, таящихся во мне, дало мне возможность измениться. Это была такая яркая жизнь, столько приключений, такой адреналин, что я целый год мучилась ностальгией, плакала, мне снился остров, и даже писала про остров стихи! Что же касается проекта «Танцы со звёздами», то, когда я засомневалась: «Не умею...», мне припомнили «Покровские ворота», где я действительно встала на коньки, правда, в первый раз. Тогда в сценарии фильма было написано: «Света лихо развернулась...» Поэтому мне пришлось учиться прямо на съёмочной площадке, но каталась я неважно – передвигалась от скамейки до скамейки. Зато благодаря проекту научилась кататься!
– 27 февраля вы отметили день рождения (поздравляем вас от всей души!) и сразу – на фестиваль в Ярославль. Как вы вообще относитесь к личным праздникам?
– Честно говоря, к праздникам отношусь очень осторожно. Их надо организовывать, прикладывать очень много сил, и когда праздник вдруг не получается, то это такое огорчение. По этой причине я много лет не праздновала свой день рождения. Но в этом году всё удалось. С утра дочь Катя засыпала меня, спящую, бумажными сердечками, на каждом их которых написала какое-нибудь пожелание. Потом меня завалили цветами, позвонили с ОРТ и сказали, что Первый канал купил мой фильм «Лера» и его покажут по телевидению. Вечером посидели в ресторане с двумя подругами и остались очень довольны друг другом... Словом, всё прекрасно.