ПОМОГ СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
Этот дом, похожий на готический замок, в 1910 году построил владелец крахмало-паточного завода, ярославский купец Никита Понизовкин для своей любимой жены, француженки Розы Буренан. В советское время особняк превратился в культурно-образовательный центр, а в перестройку здание совсем забросили. Особняк ветшал всё больше и больше. Возможно, к тысячелетию Ярославля на его месте остались бы одни руины, но катастрофу предотвратил счастливый случай.
Началось всё два года назад, когда директор группы компаний «Эколайн» Олег Жаров купил старинный купеческий дом в селе Вятском Некрасовского района и заинтересовался историей. Выяснив, что Вятское – памятник сельской архитектуры XVIII – XIX веков с весьма колоритным прошлым, предприниматель задумал создать здесь историко-архитектурный музей-заповедник. А когда он обратил внимание на соседние деревни и сёла, идея выросла в проект малого туристического кольца некрасовского левобережья. Оказалось, не только в Вятском, но и в Диево-Городище, Грешневе, Аббакумцеве, Тимохине, Рыбницах, Заболотье есть памятники, которые могут привлечь туристов, если за дело взяться с умом. Разумеется, в поле зрения попало и готическое диво Профинтерна.
– Я думал, мне к нему и не подобраться, – рассказывает Олег Алексеевич. – Ведь это памятник архитектуры федерального значения. Однако оказалось, что замок Понизовкина… фактически ничей. Он не числился ни на балансе области, ни на балансе района, ни на балансе завода. Пришлось начинать всё с нуля: с межевания, регистрации в БТИ, замеров, паспортизации, поисков в архивах. На оформление всей необходимой документации ушло два года.
Только две недели назад особняк Понизовкина вместе с участком земли стал частной собственностью. После проведения аукциона он был выкуплен за пять миллионов рублей. Сейчас разрабатывается историче-ский паспорт – официальный документ, на основании которого можно проводить реставрацию. Разумеется, процесс будет контролироваться областным департаментом культуры.
– Сначала заказчики должны получить от нас задание, потом согласовать документацию и взять разрешение на ведение работ. Во время реставрации контроль будет осуществлять архитектор, который разрабатывал проект, – говорит Марина Осипова, консультант департамента культуры.
Уже известно, что восстановлением замка Понизовкина будет руководить известный архитектор-реставратор Александр Рыбников.
Проектом заинтересовались директор Ярославского художественного историко-архитектурного музея-заповедника Елена Анкудинова, народный художник России Николай Мухин, национальный фонд «Русская усадьба» и государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ.
Кстати, в проект включён не только особняк, но и стоящее рядом с ним здание, в котором раньше жили инженеры.
На днях новые владельцы уже выезжали в Профинтерн, чтобы проверить состояние замка. Чтобы добраться до цели, им нужно было пройти на территорию завода и просить официальное разрешение у администрации сельского поселения. Зато теперь сделаны отдельные ворота, и одной преградой на пути к возрождению чудесного здания стало меньше.
– Нам повезло ещё и в том, что здесь есть местные жители, которые сохранили для истории много интересных сведений, – добавляет Олег Жаров. – Существует настоящая связь поколений. Например, среди моих сотрудников есть правнук того управляющего, что работал на крахмало-паточном заводе во времена Никиты Понизовкина.
СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ЧУДЕ
Известно, что в замке существовало четыре подземных хода. Один вёл на дачу Понизовкиных, второй – на родовое кладбище, третий – на завод, четвёртый – на пристань. Сейчас, конечно, ходы частично завалены и залиты водой. До сих пор есть много желающих искать там зарытые клады. Но здравый смысл подсказывает, что никаких сокровищ под особняком нет: ведь из-за начавшейся революции Понизовкины так и не успели пожить в новом доме.
Когда о чудесном особняке говорят здешние жители, у них меняется голос, а в глазах загорается особенный огонёк. Для профинтерновцев это больше, чем просто рассказ о старинном доме – это воспоминание о потерянном чуде.
– Когда-то там находилась наша школа, – рассказывает Марина Скучалова, заместитель главы сельского поселения Красный Профинтерн. – Я помню широкую полукруглую лестницу. На её площадке у нас проходили линейки, и у каждого класса было своё определённое место. Наверху, под большим стеклянным куполом, находилась оранжерея. Тем, кто учился на пятёрки, в качестве награды разрешалось поливать в ней растения.
– Ещё в замке Понизовкина были клуб и библиотека, – вспоминает Полина Степанова, местная жительница. – Я помню красивые старинные шкафы. В зале висела огромная сверкающая люстра, а потолок был покрыт лепными сказочными птицами. В кабинете директора стоял массивный деревянный стол, а ножки у него были сделаны в виде львов. В девяностые годы, когда школа переехала, а клуба не стало, всю мебель куда-то увезли. А как-то раз по телевизору показывали губернатор-ский кабинет в художественном музее, и я увидела в нём, как мне кажется, тот самый стол с «львиными» ножками!
– Библиотека была очень хорошая, – добавляет Нина Вахонина, местный старожил, в прошлом – партийный работник. – Руководство не жалело денег на приобретение новых книг. А библиотекарь даже устраивала что-то вроде экзаменов для читателей, чтобы проверить, хорошо ли они помнят прочитанное. В клубе показывали кино три раза в неделю – обязательно по два, а иногда даже по три фильма. В нём проходили все важные мероприятия, приезжали артисты, работали детские кружки. Там даже свадьбы играли!
– Для нас это был единственный культурный очаг! – вздыхает автор письма в редакцию Александр Кузин. – Я даже стихи написал про особняк Понизовкина:
Как будто зодчества венец,
Сиял величием и блеском
Здесь изумительный дворец
Объект,
достойный для ЮНЕСКО.
Теперь, фактически ничей,
Он смерти ждёт,
приговорённый,
Пунцовым цветом кирпичей
Как будто кровью
обагрённый.
Кстати, не все знают, что у особняка есть «брат-близнец», которому повезло чуть больше. Когда в России началась революция, Понизовкины уехали в Крым и начали строить точь-в-точь такой же дом, как в Красном Профинтерне. Но революция прогнала их и оттуда. В брошенном доме сперва была дача Берии, ныне там санаторий. А место это до сих пор называют Понизовкой.
А что же будет располагаться в профинтерновском замке после реставрации? Возможно, гостиница с рестораном, а рядом – пристань и стоянка для яхт. Но точной информации пока нет. Конечно, зданию уже не стать тем очагом культуры, каким он был в советское время. Но как памятник архитектуры здание сохранится. Потерянное чудо вернётся к нам преображённым, и у сегодняшней молодёжи Профинтерна будут о нём свои воспоминания – надеемся, что не менее светлые.
Бывший житель поселка | 21.06.2012 в 21:42 | ответить0
Очень плохо за 20 лет все уничтожили какой был завод.
Гость | 23.06.2012 в 00:56 | ответить0
Очень жаль, что не смогли сохранить завод.Очень хорошие воспоминания с детства о заводе и замке.Сейчас отреконструируют и обычным людям будет там не место… Жаль.