Теперь благодаря системе «Экспресс» можно практически с гарантией заказать билет на любой поезд, оперативная связь и компьютеры сняли проблему очередей и на проходящие поезда. В дороге вам прямо в купе могут доставить не только чай, но и сытный завтрак, даже горячий обед. Чтобы вас развлечь, во многих вагонах установлены телевизоры с DBD-плейерами. Благодаря электрификации дорог, оснащению их современными локомотивами, развитию путевого хозяйства сокращается время пребывания пассажиров в пути.
Какими станут на Северной железной дороге условия путешествий в 2008 году? Об этом наш разговор с заместителем начальника управления Северной магистрали Александром ТРОФИМЮКОМ.
– Александр Петрович, каждый год Северная дорога радует жителей Ярославской области и соседних регионов новшествами в обслуживании пассажиров. Что нового появилось в пассажирском сообщении, что еще появится до конца этого года?
– Сегодня пассажирский комплекс на дороге территориально объединяют три составляющие. Это перевозки дальнего, пригородного сообщения и вокзальный комплекс. Хозяйственную деятельность Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов и поездов дальнего сообщения эти комплексы осуществляют самостоятельно, а пригородное сообщение находится в составе Северной железной дороги.
– Что в этом году нового в перевозках дальнего сообщения?
– На нашей дороге курсируют шесть фирменных поездов, которые формируются на Северной магистрали в Вологде, Череповце, Сосногорске. Увеличения их не предвидится, так как фирменные поезда должны соответствовать очень жёстким стандартам, особым требованиям к внешнему виду, к срокам службы. Вагоны должны быть не старше 12 лет. Даже срок использования постельного белья ограничен: хлопчатобумажного – год, льняного – полтора.
Естественно, в фирменных поездах больше услуг, чем в обычных. Например, чай можно попросить в любое время суток.
Подвижной состав фирменных поездов существенно обновляется. В этом году региональная дирекция обслуживания пассажиров получает довольно большое количество самых современных пассажирских вагонов. В их числе двадцать один плацкартный. Они будут использоваться в фирменных поездах Вологда – Санкт-Петербург, Череповец – Москва и Сыктывкар – Москва. Дирекция получает четыре купейных вагона: два – класса «СВ» и три вагона-трансформера. Получим и три вагона с сидячими местами для межобластного поезда Москва – Кострома, три современных вагона-ресторана и один багажный вагон.
Потребность у нас в вагонах, конечно, больше. Промышленность пока не в состоянии её полностью обеспечить. Но обновление идёт.
– Вот вы рассказали о новых вагонах, а чем они существенно отличаются от обычных?
– Это самый современный подвижной состав. Например, в вагонах «СВ» не просто кондиционеры, а с раздельным температурным регулированием в каждом купе. Штабные вагоны, как правило, изготовляются с купе для инвалидов. Эти вагоны оборудованы подъёмными площадками. Вагоны «СВ» и трансформеры с нержавеющим кузовом.
В пригородном сообщении также обновляется подвижной состав. В прошлом году мы получили для Архангельской области три рельсовых автобуса. Это поезда, которые выполняют роль автобусов в глубинке, там, где нет автомобильных дорог, и иначе как по железной дороге туда не добраться.
Мы получаем электропоезда и постоянного, и переменного тока. Вот на 2008 год у нас в планах – поставка восьмивагонного поезда переменного тока и дизель-электропоезда. Нам такие поезда нужны, так как на некоторых маршрутах до определённых станций линии электрифицированы под двигатели постоянного тока, на других – переменного, а где-то есть неэлектрифицированные участки. Дизель-электропоезд универсален и может использоваться везде. В этом его преимущество. Только на приобретение одного дизель-электропоезда будет израсходовано 171 миллион рублей.
– Александр Петрович, как театр начинается с вешалки, так железная дорога с вокзала. Какие новшества появятся в вокзальном комплексе?
– Крупные вокзалы у нас входят в состав дирекции железнодорожных вокзалов. Небольшие вокзалы или станции относятся к дирекции пригородного сообщения. В этом году запланировано информационное обеспечение станций Филино, Приволжье и Нерехта. На это выделено 20 миллионов рублей. То есть на этих станциях будут и визуальная, и звуковая информация о прибытии и отходе поездов, наличии билетов. Плюс к тому планируется внутреннее благоустройство этих маленьких вокзалов. В этом году мы будем проводить реконструкцию платформ на территории Ярославской области: Шушково, Петровск, Кудрявцево, Пантелеево, Липовая гора. На платформе Липовая гора уже ведутся работы. Они будут делаться по современным стандартам. Если до прошлого года мы платформы просто асфальтировали, то теперь они будут с долговечным бетонным покрытием.
Поступает и новая техника для продажи билетов по системе «Экспресс». Мы получаем три такие установки. Внедряется продажа билетов по электронным картам. Она уже действует в Ярославле, Данилове, Иванове, и идёт расширение этого вида услуг.
В этом году к 140-летию Северной железной дороги ОАО «РЖД» запланировало выделить 32 миллиона рублей на ремонт вокзала Ярославль-Главный. В основном это коснётся фасада реконструированного здания, замены кровли, подсветки, ремонта тоннеля. Кроме того, СЖД с мэрией Ярославля заключили соглашение о благоустройстве Привокзальной площади с установкой там памятника Савве Мамонтову, который будет открыт в этом году.
В Череповце заканчивается реконструкция вокзала. Будет реконструироваться вокзал в Рыбинске – один из старейших вокзалов российских железных дорог. Ему более ста лет. Поэтому там построено временное здание вокзала, а старое будем реконструировать.
– Александр Петрович, наверное, многих наших читателей интересует не только качество услуг, но и цены на железнодорожные билеты?
– Сразу должен предупредить, что тарифы на поезда дальнего сообщения в общих и плацкартных вагонах устанавливает Федеральная служба тарифов, цены в купейных вагонах регулируются указом президента ОАО «РЖД», а на билеты в пригородном сообщении цены в соответствии с нашими расчётами утверждают администрации регионов.
В пригородном сообщении в этом году цены выросли менее индекса инфляции, в среднем на 11 процентов. А в поездах дальнего следования пересмотра тарифов пока не было. Используется только система гибкого регулирования тарифов, которые меняются в зависимости от сезонной загрузки рейсов пассажирами.
В этом вопросе у нас есть серьёзные проблемы по части возмещения дороге выпадающих доходов в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров. Администрация Ярославской области, выделяя нам на возмещение 32,8 миллиона рублей, покрывает только 11,7 процента убытков, выпадающих в связи с льготными билетами. Ивановская область, к примеру, возмещает нам 31 процент убытков, Республика Коми – 33 процента, Архангельская – 26 процентов. Вологодская область вообще отказалась от возмещения наших затрат на перевозку льготников, и мы сами там устанавливаем тарифы. Но тоже не можем поднять цены в пригородном сообщении до себестоимости пассажирских перевозок и покрываем эти затраты за счёт перекрестного субсидирования. То есть за счёт грузовых перевозок.
Это застарелая проблема, но надо сокращать разрыв между себестоимостью и оплатой перевозок. Потому что цены на электроэнергию, топливо, запасные части, металл постоянно растут и никто нам их не корректирует.
– Скажите несколько слов ещё об одном проекте этого года – реконструкции и развитии детской железной дороги. Как он осуществляется?
– Хотя этот проект не относится к теме нашего разговора – пассажирским перевозкам, но он очень актуален, интересует ярославцев, особенно жителей Заволжья. Для нас, железнодорожников, это вопрос профориентации школьников, привлечения их в нашу профессию. Для родителей решается проблема летнего, полезного и интересного для ребят отдыха. Есть целая программа, в соответствии с которой Северная железная дорога с долевым участием мэрии Ярославля приступила к большим работам по увеличению протяженности путей этой дороги. Она будет огибать Яковлевский бор, который станет настоящим детским парком с аттракционами, игровыми площадками. Школьники также будут на этой дороге машинистами, проводниками, кондукторами, путейцами, связистами. То есть получат полное представление о всех видах работ и профессий на настоящей железной дороге. А попутно будут возить на отдых в бор детей и родителей. Этот проект связан и с подготовкой к юбилею дороги, и с мероприятиями по празднованию тысячелетия Ярославля.