НЕ УТОНУЛ В МОРЕ РЫНКА
Рядом с современным плазменным монитором эта громоздкая часть скафандра выглядит музейным экспонатом. Однако, как говорит Хазипов, за последние полвека конструкция тяжёлого водолазного снаряжения изменилась мало. И сегодня в эти рыцарские доспехи облачаются водолазы, спускаясь на дно морей, рек и озёр. В том числе и работники созданного Ясави Хазиповым ярославского предприятия подводно-технических работ – ЗАО «Подводник».
Ясави Хазипов – редкий в наши дни тип предпринимателя, начинавшего собственное дело с нуля, без гроша в кармане, без меценатов и спонсоров, без государственной поддержки, с небольшой бригадой таких же, как он, рядовых водолазов высокой квалификации, бывших матросов-подводников. Профессионализм, безупречное качество работ и новые технологии сделали «Подводник» успешным, востребованным партнером таких крупных всероссийских концернов, как «Газпром», «Транснефть» и «Ростелеком».
Сфера деятельности малого предприятия выходит далеко за пределы области. На стене кабинета директора есть карта России, на которой флажками обозначены адреса командировок ярославских служителей Нептуна. Эти флажки шагнули из Ярославля далеко на Урал и в Сибирь, на реки Заполярья, Запада и Юга России, в десятки мест, где прокладываются через реки газо- и нефтепроводы, строятся мосты и причалы. Получить сегодня такие заказы подводникам из Ярославля непросто. Надо выиграть конкурсы, продемонстрировав высокий класс при минимальных затратах материальных и финансовых ресурсов.
Сам Ясави Тагирович десятки тысяч часов провёл под водой в тяжёлом скафандре и акваланге. А в свободное время из водных глубин устремлялся в небо на спортивных самолётах и освоил заоблачные выси не хуже подводных, став многократным призёром российских и мировых соревнований по высшему пилотажу.
РВАЛСЯ В ОБЛАКА, А СПУСТИЛСЯ ПОД ВОДУ
Мечта о воздушной стихии появилась раньше, чем паренёк из Татарии увидел большую реку или море. Родился он в лесной стороне, в глухой деревушке Битлянгур.
Как-то в этой деревне совершил посадку самолет Ан-2. Отец Тагир Хазипович, в то время председатель колхоза, упросил лётчика посадить рядом с собой в кабину восьмилетнего паренька.
Полёт на медлительном кукурузнике над родными полями так заворожил Ясави, что мечта подняться в небо самому стала непреодолимой. И, окончив школу, юноша без сомнений подал заявление в Бугурусланское лётное училище. Да вот не прошёл по конкурсу. Пришлось поступить в казанское профтехучилище. Только выучился на токаря, а тут и призыв на службу подоспел. Военкомат определил крепкого парня, спортсмена-разрядника во флот.
Три года день в день прослужил Хазипов на атомной подводной лодке трюмным машинистом в электромеханической боевой части.
– Нас всех учили пользоваться водолазным костюмом на случай аварии, – вспоминает бывший моряк. – Немало в те годы было пожаров на подлодках, неполадок с реакторами, столкновений с глубинными минами, оставшимися после войны. Нашу лодку Посейдон миловал, но в крайнем случае у каждого матроса-подводника остаётся шанс спастись, надев водолазный костюм. Поэтому, когда закончил службу, я уже имел опыт погружений. В Казани было управление подводно-технических работ «Гидроспецстрой», туда я и определился учеником водолаза.
Командировки были по всему Союзу, а в Ярославль направляли дважды. И каждый раз в длительные – на два месяца, потом ещё на два. В нашем городе Ясави сдал экзамен на водолаза-профессионала и здесь нашел себе жену Таню – родом из Вологды.
Сосед по общежитию зазвал на танцы, там и встретились с Татьяной. Оказалась девушка с характером, под стать Ясави – тоже спортсменка-экстремал. Следующая и, наверное, решающая встреча с ней состоялась на лётном поле в секции парашютистов, куда Хазипов зачастил со своей неизбывной мечтой о небе. А однажды Таня не побоялась и на дно Волги спустилась вслед за другом в водолазном костюме. Полтора года длилась эта дружба, перераставшая в любовь. Наконец стали они мужем и женой. Трёх сыновей, красавцев-богатырей родила ему Татьяна Владимировна.
Ясави Тагирович 20 лет проработал в управлении подводно-технических работ. Освоил профессии водолаза-взрывника, сварщика, резчика. Выполнял под водой порой очень сложные работы.
В середине 80-х годов «Северный» поднял проблему загрязнения русла Волги затонувшими судами, призвал к ответу нерадивых судовладельцев. Корреспонденция «Запланированные кораблекрушения» была перепечатана центральными газетами. Проблема достигла властных ушей. А поднимать железных «утопленников» снарядили управление подводно-технических работ «Гидроспецстрой».
Многие из барж, катеров доставал со дна Хазипов с товарищами. Особенно запомнился ему подъём доверху гружённой щебнем многотонной баржи, получившей пробоину на отмели Нижнего острова. Её не только подняли, но и днище заварили, и судно долго ещё служило речному порту.
ВОДОЛАЗАМ НЫРЯТЬ –ДЕЛО ПРИВЫЧНОЕ
Когда началась пора новых производственных отношений и у госпредприятий возникли сложности с финансированием, Ясави решил с товарищами на свой страх и риск нырнуть в море рынка. Водолазам нырять – дело привычное. Сначала взяли в аренду снаряжение и оборудование. Новое предприятие оказалось востребованным в Ярославле, а потом и за пределами области.
«Ростелекому» надо было прокладывать кабели по дну рек, водоканалам Ярославля и Рыбинска – регулярно чистить от ракушек и водорослей решётки водозаборов, мостостроителям – устраивать кессоны для опор мостов и причалов, газовикам и нефтяникам – тянуть через реки трубы.
МЕЧТЫ СБУДУТСЯ,ЕСЛИ СТАРАТЬСЯ
Только уже в возрасте около пятидесяти лет Хазипову подвернулся случай подняться в небо. Как-то выполняло ЗАО «Подводник» крупный заказ на Волге под Казанью.
– Нам пришлось привлечь для доставки конструкций вертолёт, – рассказывает Ясави Тагирович. – Я спросил у лётчиков, где можно научиться летать на спортивном самолёте. Меня направили в Казанский аэроклуб. Там я получил первоначальное обучение и допуск к самостоятельным полётам. А потом узнал, что есть хороший аэроклуб у нас в области, в Рыбинске. Там и освоил высший пилотаж на самолётах Як-52, Як-55.
Начинал свою воздушную спортивную карьеру Ясави Тагирович на российских соревнованиях по высшему пилотажу втретьей лиге. Занял пятое место. Потом во второй лиге вошёл в первую десятку – занял девятое место. А в прошлом году в комплексе произвольных упражнений на первенстве России занял второе общее место и абсолютное третье. В том же 2007 году выиграл первый этап Кубка Испании и занял по итогам всех трёх этапов общее второе место.
– Думаю совершенствовать лётное мастерство, участвовать в российских и международных соревнованиях пока хватает сил, здоровья, желания и возможнос-тей, – поделился планами наш собеседник.
ВОСПИТАЛЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ
В семейном альбоме Хазиповых множество фотографий, где семья в сборе, все восемь человек. Он с Татьяной Владимировной, старший Рустам с женой Леной, детьми – школьницей Альбиной и трёхлетним Тагиром; средний Дамир со своей Ольгой, младший Илдар. Вот они за семейным столом, а вот на лыжной прогулке.
Принцип воспитания детей у Хазиповых такой: не нудить, не заставлять, воспитывать личным примером.
– Уважение к старшим в семье абсолютное,– замечает Ясави, – потому как дети и внуки видят, что мы с Татьяной с предельным уважением относимся к своим родителям. Также и в спорт я никого не тянул, только помогал. Илдару подсказал поступить в секцию каратэ. У нас за Волгой был отличный тренер. А я сам занимался борьбой, люблю мужественные виды спорта. И вот привёл в секцию Илдара. Он занимается там с шести лет. Три года назад стал призёром России среди юниоров. А в прошлом году в одиннадцатом классе младший сын стал чемпионом России и двукратным чемпионом мира на соревнованиях в Италии. Он там завоевал звание чемпиона мира в стиле контактного каратэ в личном зачёте, а команда вместе с ним заняла абсолютное первое место. Конечно, я им горжусь.
Рустам занимался гимнастикой, боксом, греблей и теперь не чужд активных видов отдыха. Дамир любит тренажёры, лыжи, впрочем, их в семье любят все.
Лыжные прогулки Хазиповых часто превращаются в соревнования, кто больше кругов сделает по Тверицкому бору. У отца норма воскресной пробежки самая большая – 25 – 35 километров, сыновья стараются не отставать, да и Татьяна Владимировна держит форму – пробегает на лыжне по десять километров в день.
Ясави никогда не был диктатором в семье. Позволяет сыновьям самим определиться в жизни.
Рустам сначала по примеру отца хотел основать своё дело, занялся лесопереработкой. Но, почувствовав, что опыта для собственного бизнеса маловато, устроился директором на предприятие «Романовский продукт». Дамир вслед за Ясави Тагировичем окончил МУБиНТ и тоже рискнул основать своё дело, отец не препятствовал.
– Я попробовал и пришёл к мысли, что сначала нужно набраться опыта, получить второе образование, – признаётся Дамир. – Поэтому поступил на юридический факультет и одновременно работаю в «Подводнике» у отца инженером по бестраншейной прокладке трубопроводов методом горизонтального направленного бурения. Эту новую технологию прокладки трубопроводов и кабелей под реками и другими препятствиями освоило наше предприятие.
Новаторство, разработка и применение новых технологий в своём деле вообще характерно для Ясави Тагировича. Он автор двух изобретений, одно из которых (ремонт трубопроводов непосредственно под водой в кессоне) не так давно помогло предприятию восстановить, не извлекая из воды, магистральный газопровод Ухта – Торжок в Рыбинске, в разы сократить сроки устранения утечки газопровода в районе Толги.
ПЛАМЕНЕЮЩЕЕ СЕРДЦЕ
Спортивные увлечения Хазиповых привели к тому, что ЗАО «Подводник» стало спонсором ряда спортшкол и клубов. Сначала одноимённого спортивного клуба по мини-футболу, потом Рыбинского аэроклуба, для которого просто спасение иметь такого спортсмена, как Ясави. Благодаря его поддержке клубу удаётся продлевать лётный ресурс своих стареньких самолётов. И вообще, в традициях сравнительно небольшого предприятия Хазипова – щедро помогать бюджетным и общественным организациям области: спортшколам, клубам, организациям ветеранов, инвалидов, учреждениям культуры, детским домам и школам, детсадам.
В 2006 году международный благотворительный фонд «Меценаты столетия» наградил Ясави Тагировича рубиновым орденом «Пламенеющее сердце», которого удостаиваются самые заслуженные меценаты планеты, а для малого предприятия, которое никак не отнесёшь к числу богатых, – особенная честь.
Это щедрость поистине доброго, мудрого человека, который всего в жизни добивался нелёгким трудом подводника, требующим силы, мужества и риска.
Благотворительность – это прекрасно. Значит, не иссякло в народе сочувствие ближнему. Но она же знак беды. Знак того, что в обществе много детей, брошенных родителями, стариков, брошенных детьми. И на государство не стоит пенять. Власть такова, какие мы сами. Но общество будет становиться здоровее, если здоровее станут его клеточки – семьи. Такие, как семья ярославцев Хазиповых.