Сегодня он практически сводится к формуле «любой каприз за ваши деньги». Ростовые куклы и травести-шоу, дрессированные животные и огненные фейерверки, шоу лилипутов и салют из тропических бабочек, ледяные скульптуры и стриптиз… – вот лишь некоторые предложения из поистине бесконечного перечня. Я не говорю о звёздах россий-ской и зарубежной эстрады, чьё присутствие на корпоративных вечеринках разного уровня воспринимается уже как само собой разумеющееся.
КТО ПОЧЁМ?
Да, к вопросу о гонорарах. Это в советские времена популярные исполнители казались нам небожителями, а сегодня информация об ориентировочных гонорарах за выступления звёзд российской эстрады абсолютно доступна любому пользователю сети Интернет.
Всех дешевле – от 2500 долларов – вам обойдётся приезд всех солистов всех «фабрик» с порядковыми номерами от единицы до семи, ВИА «Поющие сердца», Илоны Броневицкой и неких безымянных цыган. (В прайс-листе одной из столичных фирм так и написано – просто «цыгане»).
За пятитысячный гонорар (в долларах, разумеется) охотно споют Юлиан, Наталья Подольская, Найк Борзов. За ту же сумму публику распотешат Геннадий Ветров и Николай Лукинский. Приезд на корпоративную вечеринку популярной команды КВН обойдётся заказчикам в 8 тысяч долларов. Группы «Браво», «Моральный кодекс», «Несчастный случай» и Анастасия Стоцкая стоят уже по 10 тысяч долларов.
Если эту сумму умножить на два, то можно рассчитывать на концерт Олега Газманова, Леонида Агутина, «Машины времени», Витаса или Земфиры. Самый дорогой товар на этом рынке услуг – от 30 тысяч евро – выступление Аллы Пугачёвой, Филиппа Киркорова, ВИА-Гры, «Дискотеки Авария», Верки Сердючки и Билана.
Это – расценки по Москве. В провинции звёзды стоят дороже, потому что к гонорару приплюсовываются ещё дорожные расходы, проживание и прочие «мелочи». Поэтому организаторы стараются присовокупить выступление звезды на корпоративной вечеринке к официальному кон-церту.
«К СОЖАЛЕНЬЮ,ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ…»
Крупные компании в дни профессиональных праздников гуляют, как правило, «под большое декольте» и в расходах не стесняются. Схема построения такого мероприятия достаточно проста. Фирма-организатор берёт на себя все хлопоты: аренду помещения, оформление сцены, написание сценария, приглашение ведущих, диджеев, коллективов художественной самодеятельности (называемых на профессиональном слэнге «номера»), съёмку фильма про деятельность компании, организацию фуршетов-банкетов и приглашение звёзд.
Первая часть – официальная – мало изменилась с советских времен: вручение грамот чередуется с «Полькой-бабочкой» в исполнении детской хореографической студии. В антракте следует демократичный фуршет «без галстуков», в котором принимают участие все – от генерального директора до вновь принятого на работу служащего отдела доставки корреспонденции, на десерт подаётся звезда с часовым концертом. Публика, подогретая фуршетом, всех артистов встречает одинаково восторженно. Из звёзд, замеченных в Ярославле на подобных корпоративах в последнее время, можно назвать Ирину Понаровскую, Олега Газманова, семейный союз Анжелики Варум и Леонида Агутина, Виктора Рыбина с группой «Дюна», «Доктора Ватсона»…
Если вы думаете, что выступлением артистов корпоративная вечеринка заканчивается, то вы ошибаетесь. Тут она, собственно говоря, только и начинается, потому что «банкетировать» все разъезжаются по разным точкам общественного питания – от кафе до закрытых ресторанов – уже согласно табели о рангах.
К сожалению, подобный крупномасштабный корпоративный праздник у многих организаций бывает только раз в году – в честь Дня химика, энергетика, машиностроителя, железнодорожника и так далее.
ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!
Но в жизни всегда есть место празднику, и для того чтобы он получился ярким и запоминающимся вовсе не обязательно приглашать звезду шоу-бизнеса. А без профессионального ведущего – тамады – вам никак не обойтись. В поисках тамады можно пойти путём наименьшего сопротивления и обратиться в одну из многочисленных фирм, специализирующихся на организации досуга. А можно самому закинуть сеть и попытаться выловить золотую рыбку в достаточно обширном море предложений.
Ведущих или людей, считающих себя таковыми, сегодня в Ярославле хоть отбавляй, а вот конкуренции нет. Почему?
– Настоящих профессионалов в этой сфере – по пальцам одной руки пересчитаешь, – убеждена моя собеседница Мария. – Просто многие, претендующие на роль тамады, наивно полагают, что, прочитав пару журналов по культмассовой работе, они будут свободно чувствовать себя в этой профессии.
Марии в этом вопросе можно доверять. Более десяти лет она была одной из самых востребованных ведущих Ярославля, но поскольку сейчас «отошла от дел» и занимает достаточно высокий административный пост, просит называть ее «просто Марией». К слову, для многих профессионалов на этом рынке роль тамады является лишь хобби.
По мнению Марии, один из лучших ведущих в городе – Алексей Рещиков. Он – медийное лицо, достаточно часто снимается в рекламных клипах. Фирменный «конёк» Алексея – именные стихи в честь каждого гостя. Изюминкой мероприятий, за проведение которых берутся Валерий Дружков с супругой, являются костюмированные балы. Творче-ский тандем братьев Мальцевых популярен живой музыкой: они всегда работают вместе с ансамблем. А вот поиграть в самые разнообразные игры лучше всего… с Гришей. Разумеется, это – сценическое имя, он так и представляется: «И снова здравствуйте. Я – Гриша!»
Есть специалисты, которые занимаются только постановочной частью мероприятия. Самое известное имя в этой нише – Александр Цирков, режиссёр народного молодёжного театра. По мнению знатоков, если «за дело берётся Цирков, мероприятию гарантирован очень высокий уровень».
– Конечно, есть и другие, не столь известные в этой сфере имена, – говорит Мария. – Но тех, кого назвала – лучшие. Это я вам как профессионал говорю.
Стоимость услуг ведущего – от пяти тысяч рублей. Это нижняя планка, дешевле профессионалы не работают. Диджей – ещё пять тысяч рублей, каждый «номер» – артист с шариками, дрессировщик с крокодилами, песни под гитару и так далее – за каждое20-минутное выступление опять-таки от пяти тысяч рублей. Поверьте, это – по-божески. Озвучивать столичные расценки на аналогичные услуги просто язык не поворачивается. Но для сравнения скажу. Во-первых, они все указаны в условных единицах. Во-вторых, только написание сценария – от 500, работа режиссёра-постановщика – от 500, ведущий – от 400, диджей – от 400… Лично мне в выше процитированном прайсе страшно понравился пункт – «узнаваемые лица» (неважно чьи) – но уже от 2500 у.е. за одно лицо.
Корпоративная вечеринка сегодня расширила свою географию и выбралась из-за накрытых столов в боулинги, ночные клубы, загородные пансионаты, речные трамвайчики, а то и просто на природу. Народ при этом тоже кормят и поят (появился даже специальная услуга – кейтеринг, это когда блюда ресторанного уровня привозят куда угодно, хоть на лётное поле, хоть на пляж. Уровень обслуживания при этом остаётся тоже ресторанным).
Однако в Ярославле на корпоративных мероприятиях больше всего ценятся… игры.
– Однажды я проводила банкет, на котором подобрался удивительный народ, – рассказывает моя собеседница. – Никто не хотел ни пить, ни есть, ни танцевать… – мы семь часов (!) играли.
– И всё-таки, что самое главное в профессии тамады?
– Провести вечер так, чтобы народ не напился и чтобы праздник запомнился.
«КАК ЗДОРОВО,ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ…»
В Ярославле любят приглашать на корпоративные вечеринки КСП-шников – авторов и исполнителей самодеятельной песни. Всех ярче засветились на этом поприще Александр Зенитато и Владимир Лебедев, более известные как дуэт «ЗиЛ».
– Выступать приходилось на самых разных площадках, – рассказывает Александр, – и в ресторанах, и в загородных пансионатах, однажды домой приглашали – это был такой корпоратив в домашних декорациях. Даже в Москву как-то ездили…
– С какой программой выступаете?
– Поём свои песни (Володя Лебедев, для тех, кто не в курсе, – известный в Ярославле автор), бардовскую классику – Визбора, Окуджаву…
– Ну а если кто попросит «Мурку» сбацать?
– Это, извините, не по ад-ресу.
«ЗиЛы» вниманием публики не обижены, хоть саморекламой и не занимаются: информация о них передаётся из рук в руки.
Ещё несколько лет назад известны были в этой артистической нише ансамбль «Бирюзовые колечки» и дуэт «Ленконцерт». А самые известные российские барды, «засвеченные» в прайс-листе устроителей корпоративных мероприятий, – Александр Розенбаум (выступление от 12 тысяч долларов) и Олег Митяев (от 20 тысяч долларов соответственно).
МОДНАЯ ФИШКА СЕЗОНА
Полюбопытствовала я и в городском джазовом центре, играют ли ярославские джазовые музыканты на корпоративах.
По словам Игоря Вячеславовича, ни одно приличное корпоративное мероприятие не обходится без джазовых музыкантов, обидно только, что джазменам отводится второстепенная роль – «а мною заполняют перерыв», подавая в качестве основного блюда «какого-нибудь клоуна с шарами».
– Но при этом знаете самую модную фишку сезона? – спрашивает меня Гаврилов и тут же «прокалывается», давая ответ. – Хозяин просит приглашённого джазового музыканта сказать во всеуслышание, будто он – друг хозяина и играет здесь не за деньги, а исключительно из любви к устроителям торжества.
Музыканты относятся к участию в корпоративах очень серьёзно, считают это работой. Вот что искренне печалит главного знатока джаза Игоря Гаврилова, так это провинциальный снобизм.
– Пусть наши ярославские музыканты играют во сто крат лучше, но надо непременно позвать гостей из Москвы и заплатить им больше. Эдакое купече-ское бахвальство: пусть все знают, что у меня на вечеринке московские джазмены играли.
Трудно поверить, но из списка, содержащего более чем четыре сотни известных в шоу-бизнесе имён, работающих на корпоративах разного уровня, лишь две позиции имеют отношение к джазу – это Игорь Бутман, за выступление которого устроители просят 12 тысяч долларов, и целый оркестр Олега Лунстрема с гонораром в 2500 долларов.
Словом, сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что организованные профессионально корпоративные вечеринки – это не просто пьянка с танцами. Главное, не экономить на празднике, и тогда корпоративный дух сотворит чудеса даже из серых буден.