четверг 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 29 января 2008

Помощи просит не только природа

В интересную, прямо скажем, ситуацию недавно попал Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова. У него «попросили» ни много ни мало – целую биостанцию, расположенную в Угличском муниципальном районе.

автор Анатолий КОНОНЕЦ

 

Биостанции этой почти столько же лет, сколько самому очагу науки и образования. Десятилетиями наши студенты постигают здесь хитрые взаимосвязи в мире ещё девственной природы, а постигнув – учатся эти самые взаимосвязи как минимум не разрушать. Экологию здесь постигают настолько глубоко, что дипломы выпускников факультета биологии и экологии высоко котируются не только в нашем регионе и за его пределами, но и в научном мире планеты. Это – одна сторона вопроса.

Вторая – в том, что если «Ярославль-городок – Москвы уголок», то наш Угличский район, судя по активности столичных жителей, сама Москва и есть. А что – заповедные места, обилие рек и озёр, но опять же – три часа неспешной езды от края столицы. Естественно, москвичи не лезут в карман за «аргументами», когда на территории района им что-нибудь приглянется, – собственно, въездной туризм для того и нужен, чтобы пополнять бюджет региона твёрдой или на глазах твердеющей валютой.

Пару лет назад столичным жителям приглянулись четыре гектара заповедного соснового бора, расположенного в прибрежной зоне нижнего течения реки Улеймы. И вокруг этого места началось непонятное (поначалу) шевеление. Закончилось оно тем, что в один прекрасный весенний день здесь появились представители угличского федерального лесхоза (в чьём ведении находится эта земля) и установили межевые столбы, ограничивающие территорию как раз в те самые четыре гектара.

Естественно, межевыми эти столбы являлись (и по сию пору являются) исключительно по форме. И до тех пор, пока на их засечках не появятся бирки установленного образца, по сути будут оставаться дровами (шуст­рые студенты, кстати, несколько образцов этой «флоры» уже успели сжечь в кострах под ритуальные песни). Ситуация явно требовала прояснения, но от комментариев начальника лесхоза Александра Сергеевича Волкова ясности откровенно не прибавилось.

– А куда вы торопитесь? – парировал он наши попытки узнать имя будущего хозяина упомянутых четырёх гектаров. – Земля эта в собственность пока ещё не отведена. В своё время в «Губернских вестях» всё напечатают.

После некоторого диалога выяснилось, что директор лесхоза имеет в виду, что опубликовано будет не имя владельца земли, а только список претендентов, допущенных к участию в аукционе. Естественно – земля-то федеральная, и если её раздавать направо-налево, минуя обозначенные в законе формальности (аукцион – одна из них), можно легко оказаться в лесах откровенно хвойных. И надолго...

Правда, тогда не совсем понятно, зачем было так торопиться с межевыми «как бы столбами»? Это намёк университету, что «всё схвачено, за всё уплачено» и дело только за соблюдением формальностей?

В администрации Угличского муниципального района, как это ни странно, понятия не имеют о том, что на их территории происходят такие загадочные метаморфозы. Ни начальник управления сельского хозяйства Надежда Николаевна Кудряшова, ни начальник отдела земельных отношений Юлия Борисовна Корнеева не ведают о том, что в их владениях обнаружилась этакая непонятная активность. И то сказать: столбы эти пока ничего не обозначают, а земля – федеральная. У местного самоуправления своих проблем нынче хватает.

Пару лет назад столичным жителям приглянулись четыре гектара заповедного соснового бора, расположенного в прибрежной зоне нижнего течения реки Улеймы. И вокруг этого места началось непонятное (поначалу) шевеление.
Правда, в распоряжении редакции имеется копия письма вице-губернатора Ярославской области Николая Павловича Воронина от 18 мая 2006 года (за номером 7/20-1512) в адрес районного руководства, в котором он, в частности, писал: «Администрация Ярославской области рассмотрела по существу ваше ходатайство на имя губернатора области А. И. Лисицына об изъятии у Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова земельного участка площадью 4.0 га для строительства спортивно-оздоровительной базы». Заканчивается это письмо следующей рекомендацией: «Учитывая официальную позицию Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова против изъятия земельного участка (исх. от 03.05.2006 № 08-01/627), Администрация Ярославской области рекомендует решать данный вопрос непосредственно с руководством вуза».

Мы, конечно, далеки от той мысли, что руководство муниципального района сознательно вводит нас и наших читателей в заблуждение. Очень может быть, что неизвестные любители занятий спортом на свежем воздухе, зайдя со стороны администрации (и не добившись желаемого), вторым заходом «накрыли» владельца лесных угодий и решили действовать, исходя из его, федерального лесхоза, полномочий.

Естественно, что руковод­ство ЯрГУ, убедившись, что «решать вопросы» с университетом неизвестные претенденты на четыре упомянутые гектара стали как-то странно, озаботилось складывающимся положением, и ректор университета Александр Ильич Русаков отправил на имя губернатора области Анатолия Ивановича Лисицына (дело было ещё в середине прошлого года) письмо. В нём, к примеру, говорится: «Проблема состоит в том, что предполагаемая аренда и связанная с ней хозяйственная деятельность приведёт к резкому дисбалансу в уникальной экосистеме нижнего течения реки Улеймы... Одним из острых отрицательных воздействий может стать обсуждаемая аренда прибрежных лесопосадок. Их расположение и состояние не позволяют частным лицам рационально использовать эту зону иначе, чем под застройку. Между тем аренда подразумевает полное отсутствие строений. Если же они будут возводиться, лесопосадки погибнут. Такая ситуация может повлечь за собой негативные послед­ствия как экологического, так и юридического характера».

Пока между сторонами шла оживлённая переписка, руководству университета стали известны личности претендентов на означенные четыре гектара. Что сказать – люди действительно значимые, находящиеся в иерархической структуре правительства Москвы, скажем так, не на самых низших ступеньках. Что называется: руку слегка вверх протяни – и можешь потрогать кепку. Уповая на то, что здравый рационализм столь высокопоставленным персонам не чужд, руководство университета через посредника предложило москвичам вариант благоустройства никак не худший: мыс метрах в трёхстах выше по течению Улеймы. Мало того, что с означенной точки открывается умопомрачительный вид как вниз, так и вверх по реке, новое место выигрывает перед спорным и ещё в одном аспекте. Дело в том, что рукотворный бор в окрестностях биостанции обильно заселён баррелиозным и энцефалитным клещом (стык Угличского и Большесельского районов вообще является одним из самых эндемичных по этим заболеваниям в области). Конечно, если бор вырубить, эта проблема исчезнет. Но не сразу: пару-тройку человек уцелевшие членистоногие ещё вполне смогут вовлечь в свои инфицированные ряды. На мысу, заметим, ничего подобного не наблюдается: место там высокое, обдувается свежими ветрами, да и солнышка хватает.

Поначалу всё шло по идеальному сценарию: москвичи убедились, что место действительно удобное и успокоили ярославских преподавателей, что претендовать будут исключительно на него. На том вроде бы дело и успокоилось. Однако ещё через пару месяцев в ректорат университета пришло письмо из департамента Госкомимущества о необходимости принять участие в аукционе за право приобретения… тех самых четырёх гектаров в пойме реки Улеймы. Столичные инвесторы оказались на редкость прагматичными людьми: не отказываясь от вновь предложенного места, решили... и спорное тоже оставить за собой. Победитель аукциона в принципе известен. Это как если бы Сергей Зверев вышел на ринг биться против Николая Валуева. Вроде как фамилия страшнее у одного, но если вес сравнить…

Получается, что если аукцион состоится, биостанцию ЯрГУ вскорости можно смело прикрывать. Потому что изучать студентам будет нечего, кроме, может быть, физиологии высшей нервной деятельности «новых русских» и их же воздействия на окружающую среду. Для чего совершенно необязательно переться за сто вёрст от областного центра – такого «добра» (имеется в виду – «новых русских») нынче везде хватает. Это уже не говоря о том, что после начала строительства базы скорее всего будет безвозвратно загублен исторический памятник – один из первых в нашей области рукотворный сосновый бор, посаженный дедом нынешнего руководителя биостанции Александром Дмитриевичем Туркиным в середине тридцатых годов прошлого века.



PS
Вместо послесловия. Руководство ЯрГУ в начале года выступило с инициативой и выразило готовность взять территорию биостанции с прилегающими к ней природными угодьями в аренду на 49 лет. Пока вопрос этот находится в стадии решения. А столбы посередине биостанции продолжают стоять, наводя на, прямо сказать, невеселые размышления.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают