пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 23 января 2008

Чего не увидит «Отечество»

В Пошехонье состоялись 10-е малые Баловские краеведческие чтения. Малые – когда выступают школьники, есть ещё большие – для взрослых. Балов – местный знаток старины, живший в позапрошлом веке, его имя вернул из забвения краевед Лев Константинович Емельянов. Нынче на чтениях было представлено десять исследовательских работ. Их подготовили вместе с педагогами 15 учащихся школ Пошехонского района и центра детского творчества «Эдельвейс», который проводил мероприятие.

автор Ольга ВАСИЛЬЕВА

 

Больше всего исследований вписалось в номинацию «Земляки». Ольга Кондакова из села Колодина рассказала о ветеране Великой Отечественной войны Михаиле Дмитриевиче Андрееве. Эту работу жюри оценило как подходящую для отправки на областной этап всероссийской краеведческой конференции «Отечество». Прочим докладам места решили не присуждать, авторам рекомендовали углубиться в темы. Несколько учащихся занимались биографиями уважаемых учителей. Анжела Ларионова из Кладова подготовила сообщение «Жизнь и судьба» о бывшем директоре школы Зое Павловне Горюновой, которая пишет стихи. Екатерина Воронова из села Белого – об Ирине Павловне Титовой, преподававшей историю. «Роль театра в жизни Бэлы Дмитриевны Суворовой» рассматривала Анна Смирнова из городской школы № 1. Там Бэла Дмитриевна, скончавшаяся прошлой осенью, долго руководила детской студией «Парус» и ещё играла в Пошехонском народном театре. Благодаря ей у многих выпускников самым ярким воспоминанием о школе остался именно театр.

Популярная номинация – «Летопись родного края». Анна Смирнова, Елизавета Светина, Александр Смекалов из Юдина изучали топонимы, которые придают «неповторимый колорит малой родине», как был озаглавлен их труд. Достаточно прислушаться к названиям нежилых уже деревень: Рюмки, Тараканиха, Кроватка... А есть ещё Большой Горб, Кривули, Нехотелово... «Историю моей улицы» рассказала Ольга Крюковская из городской школы № 2. Оттуда, с Мологской, начали свой путь в жизни Владимир Григорьевич Семенишин, лётчик, Герой Советского Союза военных лет; Павел Иванович Буренин, почётный полярник СССР, лауреат Государственной премии, хирург, доктор медицинских наук, полковник медицинской службы. А ещё раньше построили на той улице свои дома купцы Шалаевы, дер­жавшие кожевенный завод, известные благотворители.

Великая Отечественная война – эта тема не будет исчерпана никогда. Миша Савинов из Ермакова доложил о детском доме, открытом в его селе для ребят, эвакуированных из блокадного Ленинграда, – их было 240. Свидетель событий живёт рядом – Людмила Сергеевна Никулина, бабушка Мишиного одноклассника, которая воспитывалась там. Она работала старшей пионервожатой до закрытия дома, а потом – учителем в местной школе. Своих детей у неё пятеро, одиннадцать внуков, два правнука.

Из Пятницкой основной школы привезли вещь для номинации «Краеведческая находка». Юля Смирнова обнаружила «прялку теремковую, или копыл корченый» на чердаке деревенского дома. Прялка вся в резьбе, и дата изготовления обозначена – 1864 год.

Однако самое впечатляющее, на наш взгляд, вот что: впервые на Баловских чтениях представили видеофильм. Над его созданием трудились Екатерина Иванова, воспитанница ЦДТ «Эдельвейс», детского объединения «Журналистика», и её руководитель Любовь Анатольевна Бородулина. «Прошлое и настоящее тюремного замка» называется фильм. Он сделан не впопыхах. Любовь Анатольевна несколько лет исследовала тему. Катя подключилась во время съёмок.

Даже если не брать во внимание продуманный текст, кадры действуют сильно. В тихой заречной части города есть аллея старых лип и стоит трёхэтажное здание. Оно выстроено в 1877 году для содержания преступников, рассчитано на 150 заключённых. Необычно высокие потолки, арочные коридоры, где окошки пробиты в самом верху, мощные лестницы... Там теперь доживают век старики, которым некуда уехать. Многие бывшие камеры пустуют. Для обитателей поставили печи, сделали общие кухни. Удобств нет – воду носят вёдрами с улицы, туалет – дыра в полу – один на этаже. Тюрьму приспособили под жильё в 1953 году. А прежде несколько лет держали заключённых Волголага.

Никто не знает наверняка, что происходило за этими стенами. Оставшиеся в живых участники событий запуганы смолоду и молчаливы. Скупо излагают свои нехитрые истории. Кладовщица пожалела приезжих голодных рабочих: дала взаймы полкило казённого гороху. Вернуть не успели, доносчик обернулся быстрей – приехали сотрудники НКВД. У женщины – ребёнок шести месяцев. А ей за растрату – восемь лет лагерей. Оставила младенца деду, отбыла в неволе два с половиной года, не ведая, что уже есть приказ об амнистии женщинам с малолетними детьми. Видела из тюремного окна, как пронесли на кладбище её мать. Умоляла своего сторожа: разреши попрощаться. Не пустил. И тому подобные сюжеты.

Требовались рабы: чистить дно будущего водохранилища, выкладывать камнями берега впадающих в него рек, строить дамбы. Заключённых даже не кормили: привозили кашу, которую они покупали, – деньги приносили родственники. Кого не поддерживали с воли – быстро погибали. Сколько их погребено, где – Бог знает. Жители камер, ставших комнатами, ставили в тюремном дворе сараи – то и дело натыкались на человеческие останки. Тут расстреливали ещё в 1918 году во время красного террора. После бело-зелёного мятежа собрали всех подозрительных (состоятельных) людей города и убили. Трупы не вывезли, закопали на месте.

Когда репрессии прекратились, решётки между заключёнными и охранниками исчезли – бежать бы им в разные стороны. Но многие доживали по соседству. Уж такой народ: половина страны сидела, другая стерегла – никуда друг от друга не деться.

Фильм не покажут на областной конференции «Отечество»: номинации «Видео» нет. А может, по другой причине. Где тут польза для Отечества, образцы для подрастающего поколения? Одно страдание, страх, предательство, унижение... В Пошехонье о тюремном замке стараются не вспоминать. Хотя мудрые люди не раз предупреждали: «К тому, кто не помнит прошлого, оно приходит снова и снова» (Джордж Сантаяна, философ).

P.S. Фильм посмотрели в Ярославле на фестивале молодёжного семейного кино «Киноклик».

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают