ХРОНИКА
ПИКИРУЮЩЕГО «ФОЛЬКСВАГЕНА»
15 июня 2005 года в 21.20 на автодороге Ляпино – Прусово Ярославского района автомобиль «Фольксваген Шаран» (госномер В678 НВ 76, 2001 года выпуска), которым управлял Алексей Самойлов, следовал с Прусовских карьеров к Нижнему посёлку. Вдруг раздался стук, скрежет. Алексей затормозил, вышел из машины и увидел, что сильно повреждён правый передний диск и само колесо, на котором выступила «грыжа» из-за разрыва, как потом выяснится, структурной ткани. Колесо угодило в яму.
Другой бы водила матюгнулся с досады, достал из багажника запаску и двинул бы дальше. Но Алексей Самойлов оказался человеком дотошным. Он решил дело на тормозах не спускать. И стал действовать как форменный «зануда», поскольку досконально знал свои права и твёрдо решил ими воспользоваться.
О случившемся Алексей немедленно сообщил в милицию по 02, затем поставил в известность дежурную часть ГИБДД. Дежурный, беззаботно хихикнув, сказал, что, мол, «по таким пустякам не выезжаем». Алексей сфотографировал повреждённое колесо, злополучную яму в присутствии свидетелей (приятеля Табакова с женой и знакомой Самойлова, следовавших в той же машине), затем составил схему ДТП, заменил колесо и осторожно повёл машину в город. Собственно, законопослушный Самойлов и до аварии вёл свой «Фольксваген» со скоростью не более 60 км/час.
Поскольку «убитое» колесо оказалось для дальнейшей эксплуатации непригодным, Алексей купил новое за 5900 рублей, а также диск за 2870 рублей.
Приведя в рабочее состояние своего железного друга, Алексей решил заодно вправить мозги и всем тем, кто, по его разумению, стал прямым или косвенным виновником этого ДТП на прусовской дороге.
– Прежде всего я обратился в ГИБДД. Там мне пояснили, что гос-инспекцией выдавалось официальное предписание в адрес ГУП «Яравтодор» о необходимости ликвидации выбоины на той самой дороге, – говорит Алексей.
Но только после его обращения в ГИБДД яма была ликвидирована. Стоит заметить, что пунктуальный Алексей сразу после того, как угодил в ту яму, при составлении схемы тщательно вымерил расстояние от ямы до ближайшего дорожного знака (500 метров с небольшим), а также до перекрёстка (600 метров). То есть таким образом «с точностью до миллиметра» зафиксировал местонахождение этой самой ямы.
Я – НЕ Я, И ЛОШАДЬ НЕ МОЯ
Иной читатель в этом месте может ухмыльнуться: дескать, крохобор какой выискался, делать ему что ли нечего больше. Алексею, уверяем вас, есть чем заняться. Но слава богу, что есть у нас педантичные люди, подобные ему. Ведь только таким образом – методом «тыка носом» – можно заставить тех же дорожников выполнять свои обязанности так же чётко, как им платят зарплату.
Судебные разбирательства по гражданскому иску Сергея Владимировича Самойлова (отец Алексея, владелец иномарки, а сам Алексей выступал в качестве истца по доверенности) продолжились спустя год после ДТП. Иски отец и сын Самойловы предъявили, так сказать, комбинированно: к ГУП «Яравтодор», администрации Ярославского муниципального округа и департаменту дорожного хозяйства. Требование одно – возмещение материального вреда.
И как вы думаете повели себя потенциальные ответчики? Строго по принципу «Я – не я, и лошадь – не моя». К примеру, представитель администрации Ярославского муниципального округа (теперь уже района. – В. П.) В. П. За-прягаев заявил, что, дескать, дорога Ляпино – Прусово не находится на балансе администрации, а посему с нас взятки гладки. Не признал требования истца и представитель ГУП «Яравтодор» Ю. А. Осипов. «Требования являются незаконными и необоснованными, – посчитал Осипов, – поскольку в соответствии с п.п. 2.5, 2.6 Правил дорожного движения РФ, утверждённых Постановлением Совмина РФ от 23.10.1993 года. № 1090, при ДТП водитель обязан сообщить в ГИБДД и ожидать прибытия сотрудников милиции, а это истцом сделано не было». Ещё, по мнению автодорожника Осипова, участники ДТП после составления схемы на месте обязаны прибыть на ближайший пост ДПС или в орган милиции для оформления протокола. И это, мол, Самойлов не сделал. Да и вообще истцом не зафиксировано время, место и событие ДТП.
Как говорится, «неправда ваша, дяденька». Как заявили в суде свидетели ДТП (пассажиры, следовавшие в машине Алексея Самойлова), было всё не совсем так, как говорят оппоненты. Вернее – совсем не так.
В. Табаков – приятель Алексея Самойлова:
– Яма, в которую угодила машина, была не видна. Самойлов вёл машину осторожно. Я почувствовал сильный удар. Увидев, что диск сильно деформирован, Алексей сфотографировал место происшествия и тут же позвонил в милицию.
Кстати, свидетель Табаков на суде чётко пояснил, где находится та самая яма.
Ещё одна пассажирка «Фольксвагена» Е. Гринёва заявила в суде:
– Мы угодили в яму, которая занимала почти всю полосу, в результате оказалось сильно повреждённым переднее правое колесо. Самойлов вызывал сотрудников ГИБДД. Водитель во время вождения не отвлекался, не разговаривал, внимание его было приковано к дороге.
В суде выступала в качестве свидетеля и Е. Табакова:
– Яму не было видно из машины, так как она сливалась с дорогой, которая в ужасном состоянии, то и дело приходилось объезжать ямы.
В ходе следствия была проведена независимая автотехническая экспертиза. Эксперт Р. А. Канцырев засвидетельствовал повреждение покрышки и диска:
– На покрышке – грыжа, на диске – деформация обода. Эксплуатация диска и колеса невозможны, детали восстановительному ремонту не подлежат и должны быть заменены.
Участвовавший в заседании в качестве специалиста старший эксперт-автомеханик ГУ лаборатории судебных экспертов Д. А. Хасанов пояснил, что в соответствии с ГОСТом предусмотрены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, они не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60, глубине – 5 см. И если размеры выше нормы, то этот участок дороги небезопасен и может повлечь повреждение колеса, подвески. В данном случае яма была с недопустимым выступом под углом 90 градусов. Изучив фотографию, Хасанов указал, что по краям яма глубже 5 см, длина более 15, а ширина превышает 60 см. Утверждение представителя ГУП «Яравтодор» Ю. А. Осипова о том, что «истцом не подтверждено место и время ДТП» опровергается помимо всего прочего и тем, что Самойлов предъявил суду... кассовый чек МПСК «Физкультурник», который подтверждает, что он и его пассажиры 15.06.2005 года в 18.19 действительно находились на Прусовских карьерах, поскольку автотранспорт в то время пропускался на берег «Байкала» только при оплате въезда в размере 50 рублей.
Неправда, что истец не уведомил о ДТП сотрудников ГИБДД. Уведомил (согласно детализации звонков с телефона А. С. Самойлова № 7-902-320-06-07 звонки поступали на 02 и 32-88-13 в дежурную часть ГИБДД). Другое дело, что просьба выехать на место ДТП гаишниками была проигнорирована. То есть инспекторы в данном случае действовали вразрез с Правилами дорожного движения, которыми как раз и предусмотрена обязательная фиксация ДТП.
ИВАН КИВАЕТ НА ПЕТРА
Как отмечалось выше, представлявший в суде администрацию ЯМР Запрягаев заявил, что районная власть ответчиком быть не может, поскольку дорога Ляпино – Прусово не находится на балансе администрации. Представитель департамента дорожного хозяйства Ю. П. Бардашов признал, что участок автодороги находится на балансе департамента, однако тут же заявил, что местное дорожное министерство ответчиком не является, поскольку согласно пунктам 4 и 5 госконтракта № 23 Ярославской области на выполнение отдельных видов и комплексов работ по содержанию автодорог и сооружений, на них предусмотрена полная имущественная ответственность ГУП «Яравтодор» по возмещению ущерба пострадавшей стороне.
СУД ОПУСТИЛ ШЛАГБАУМ
Надо отдать должное мировому судье судебного участка № 1 Ярославского района Ярославской области М. П. Ловецкой. Тщательно проанализировав ситуацию, суд признал ответчиком ГУП «Яравтодор», вина которого в причинении материального ущерба была установлена и доказана. Суд решил взыскать с «Яравтодора» в пользу истца Самойлова Сергея Владимировича (напомним, что его сын Алексей по доверенности представлял в суде своего отца) «в счёт возмещения материального ущерба 7893 рубля плюс судебные расходы в сумме 4795 рублей 06 копеек, а всего 12688 рублей 06 копеек».
Суд обязал выигравшего процесс Самойлова передать ГУП «Яравтодор» деформированное колесо и изуродованный диск. «Озолотившись» за счёт драной резины и покорёженного диска, ГУП «Яравтодор» тем не менее подал в Ярославский райсуд апелляционную жалобу, в которой попросил решение мирового судьи отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ярославский райсуд на поводу «Яравтодора» не пошёл. Практически все решения, вынесенные мировым судьёй М. П. Ловецкой, остались в силе. Расхождения лишь в деталях.
Объявленная мировым судьёй сумма (7893 рубля) несколько поусохла и теперь равняется 7344 рубля 44 коп. Зато «Яравтодор» обеднел на 4949 рублей 46 копеек – таков размер взысканных с этой организации судебных расходов.