В 1920 году на месте разрушенного храма искусства поставили деревянное тесовое сооружение, которое простояло до середины 1960-х. Существующее здание Рыбинского драматического театра было построено в 1963 году на месте полуразрушенных купеческих домов между улицей Крестовой и рекой Черёмухой. Здесь нет Театральной площади, нет открытых подъездных путей, нет стоянки для автотранспорта, а главное – здание не удовлетворяет элементарным требованиям по эксплуатационной надёжности, современным функциональным и архитектурно-техническим требованиям. Подъезжая к центру города и видя невдалеке от прекрасного Преображенского собора унылую кирпичную красно-белую коробку, невольно задаёшься вопросом: это силосная башня или элеваторный бункер-склад?
Всё это было принято во внимание, когда в мае 2003 года вышло постановление губернатора «Об организации закрытого конкурса на проектирование здания театра и Театральной площади в городе Рыбинске». Участниками конкурса стали пять проектных организаций. Победителем был признан проект, представленный Товариществом театральных архитекторов России (Москва). В нём приняты идеи Шретера, он узнаваем как его «Капля в море» по архитектурному облику. Но появились новые элементы: остеклённые с лёгкими конструкциями фасады, летний театр и др.
Казалось бы, всё идёт по плану: в 2006 году начнётся строительство, а через пять лет в Рыбинске будут воссозданы Театральная площадь и театр.
Финансировать строительство взялись федеральный, областной и местный бюджеты. Потом заговорили о том, что бюджетных денег совсем не потребуется, средства предоставят спонсоры, для чего был создан фонд строительства театра. Этот фонд существует и в настоящее время, его председателем является генеральный директор Рыбинского Дома печати.
Но дальнейшие события повернули в другую сторону. Заговорили о том, что местные городские власти не заинтересованы в строительстве. И это похоже на правду: весной 2007 года городской администрацией не был заключён контракт на следующий срок с директором театра, заслуженным артистом России Георгием Эльнатановым, работавшим в Рыбинске с 1962 года и упорно добивавшимся строительства нового театра (теперь он директор Ярославского камерного театра). Был уволен из театра инженер-строитель, проводивший по инициативе директора систематические наблюдения за состоянием строительных конструкций старого здания. Землю, где должно было развернуться строительство нового театра, городские власти отдали в аренду предпринимателям для возведения аттракционов. До сих пор не начаты работы по реконструкции ветхого дореволюционного здания государственного банка напротив бывшего театра, которое должно было превратиться в гостиницу. Существует нечто труднообъяснимое, что генетически перешло к нынешней власти по наследству от городских властей 1920 года, разрушивших кирпичное здание театра, где надо было только восстановить повреждённые огнём отдельные внутренние деревянные конструкции.
Действующее здание театра было построено по проекту, разработанному в 1960 – 1962 годах Ярославским облпроектом на месте полуразрушенных кирпичных купеческих домов. Уцелевшие фундаменты и стены использовали для зрительного зала, кулуаров, подсобных помещений. Здание театра, как вспоминают старожилы, строили в спешке, чтобы открыть к очередной годовщине Октябрьской революции.
Несовершенства конструктивных решений наружных стен сценической коробки при эксплуатации изначально способствовали их разрушению. Положение усугубилось плохим качеством строительно-монтажных работ. Вот выдержки из акта, составленного в марте 1994 года архитектором-реставратором Н. Н. Гончаровой: по западной и южной стенам на всю высоту на расстоянии 60 – 70 см от наружного угла проходят вертикальные трещины, свидетельствующие о деструкции кладки. В зрительном зале – деформации балконов и лож по углам. Осадка арочных перемычек у перехода из западного кулуара в фойе. На обоих этажах концы металлических прогонов перекрытия, опирающихся на западную наружную стену, полностью коррозировали и т. д.
Вопрос к зрителям и читателям: вам хочется посещать театр с такими дефектами, повреждениями и разрушениями конструкций, если вся эта громада с пылью и шумом может внезапно приземлиться на ваши невинные головы? Не хочется – и это понятно.
В 1994 – 1996 годах стараниями заместителя главы администрации Рыбинского МО А. К. Антропова, заведующего отделом культуры И. Г. Куликовой и директора театра Г. Я. Эльнатанова снова были проведены детальные обследования перекрытий над зрительным залом, кулуарами, сценической коробкой. Эти обследования выявили дополнительные дефекты и повреждения: частичное отсутствие крепёжных болтов, гаек, металлических связей, сварных швов в металлических конструкциях. Дефекты и повреждения были устранены; перекрытие над кулуарами в западной части здания заменили на монолитное железобетонное.
Было предложено увеличить эксплуатационную надёжность западной стены сценической коробки, пристроив к ней дополнительное здание, в котором размещались бы склад декораций, а на первом этаже гараж, но предложение не было принято архитектурно-градостроительным управлением. Другой вариант решения проблемы – выполнить пристройку в виде полукольца, охватив им торцевые наружные стены сценической коробки и здание артистических помещений, – не был воплощен.
Между тем здание продолжает разрушаться. На западной стене (со стороны железнодорожного вокзала) ширина трещин снаружи достигает 25 мм и более, а кирпичная кладка в нижней части местами полностью разрушена. К ней на небольшой глубине примыкает теплотрасса, в то время как согласно нормативным документам она должна быть проложена на расстоянии пяти метров от стены.
– Западная стена сценической коробки по существу разделена продольными и косыми трещинами на отдельные блоки, которые в свою очередь подвержены расслоению. Поэтому её несущая способность весьма незначительна и не исключено обрушение отдельных блоков и всей стены в целом, а также повреждённых стен артистических помещений.
Вследствие всего вышесказанного необходимо создать комиссию из представителей городской администрации, архитектурной общественности, специалистов-строителей, руководства драматического театра, которая бы вынесла своё заключение о возможности дальнейшей эксплуатации здания. А до того временно прекратить деятельность театра в связи с создавшейся реальной угрозой обрушения.