понедельник 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 16 января 2008

С берегов Днепра – на волжские просторы

нет фото

Из Смоленска в Нижний Новгород перебрался нынче международный кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Новое кино. XXI век». В этом году он прошёл уже в четвёртый раз. Программа фестиваля, как и в прошлые годы, собрала самые заметные и перспективные картины стран участниц, созданные за последнее время. Мы беседуем с президентом «Нового кино...», народным артистом РСФСР, заместителем председателя Союза кинематографистов России, режиссёром Геннадием Ивановичем Полокой – о фестивале и о фильмах самого режиссёра, недавно отметившего 50-летие творческой деятельности.

автор Галина ПАРСЕГОВА

 

– Геннадий Иванович, какова концепция фестиваля? Известно ведь, что уже давно существует «Киношок» с той же ориентированностью на кино стран СНГ и Балтии, есть кинофорум Конфедерации Союзов кинематографистов бывшего СССР...

– В России сейчас работают 24 кинофестиваля, но я могу сказать, что наш – уникальный. И по своим задачам, и по программе. И если тот же «Киношок» представляет полнометражные ленты, то мы – и короткий метр, и документальное кино, и мультипликационное, и детское, и телевизионное – полный спектр, отражающий реальный кинопроцесс в бывших советских республиках. И мы реально пытаемся восстановить разрушенное кинопрокатное пространство, способствуем развитию процесса создания кинопродукции. Иначе кино стран СНГ и Балтии просто погибнет, как это произошло в Нидерландах или в той же Югославии, несмотря на наличие Кустурицы. Сейчас мне было мучительно трудно оторваться от съёмок новой картины, но чувство ответственности заставило меня опять взяться за фестиваль...

– Каковы главные итоги нынешнего фестиваля «Новое кино...»?

– Мы провели День узбек­ского кино (в прошлом году – армянского), творческую встречу с Али Хамраевым, который в 2007-м отметил 70-летний юбилей. Прекрасно прошёл детский конкурс под девизом «Дети лучше знают, что они хотят». Наконец, мы провели интереснейшие и, надеюсь, плодотворные «круглые столы». Фаворитами фестиваля стали азербайджанский фильм «Три девушки» (режиссёр Мурад Ибрагимбеков) и казах­ский, Хуата Ахметова, «Человек-ветер». Кстати, Хуат – мой ученик. А российский фильм «Тиски» (режиссёр Валерий Тодоровский) получил приз зрительских симпатий.

Расскажите, пожалуйста, о своём новом фильме.

– «Око за око» – это экранизация повести Бориса Лавренева «Семь спутников», которую я задумал 45 лет назад, – фильм о красном терроре. Тогда я только закончил свою первую картину «Чайки над барханом», но она оказалась под запретом. Я рассказал о своём замысле на «Ленфильме», однако там испугались и отказали. Мне пришлось поехать в Москву, где я убедил тогдашнего зампредседателя Госкино Владимира Баскакова, что ничего антисоветского в этом произведении нет. Он написал руководству «Ленфильма» письмо, и мою постановку включили в план студии. Тогда в её руководстве был писатель Алексей Герман, он меня вызвал и предложил доработать сценарий «Республики ШКИД», так как «Семь спутников» передал своему сыну, кинорежиссёру Юрию Герману. Вот так Герман и дебютировал этой экранизацией. Я за две недели доработал сценарий и получил предложение стать режиссёром-постановщиком этой картины, от которой до меня отказались уже 10 человек.

И вот, наконец, мой час настал: я вернулся к «Семи спутникам». Вернулся осознанно. Во-первых, я всегда числился в кинематографических диссидентах, меня лишали званий, а мои фильмы – категорий, и я воспринял перестройку как возможность открыто говорить правду. Во-вторых, политики используют историю как основной аргумент, события трактуются абсолютно противоположно, обслуживая те или иные интересы. Появились молодые люди, называющие себя историками и заполонили все телеканалы. История так искажена, что добраться до истины стало почти невозможно. Да и социальное противостояние я переживаю тяжело: нигде в мире, кажется, нет такой пропасти между бедными и богатыми. В стране существует взрывоопасная ситуация, которая всегда проявляется неожиданно.

Мой фильм – это история царского генерала и коменданта арестного дома. Я считаю, в обоих лагерях – и красном, и белом, были люди приличные, искренние. В большевики шли порой дети миллионеров, такие как, например, Рябушинский. Они верили, что будет новая страна, восторжествует справедливость. Были генералы, уставшие от свистопляски и интриг в армии. Как я могу осуждать их? В картине 75 действующих лиц. Две главные роли исполняют Владимир Гостюхин и Михаил Пахоменко, актёр из Калуги, который у Марлена Хуциева играет Льва Толстого. Сейчас мне говорят, что я обижаю Германа, но мой фильм – совсем другой, ведь у нас разный подход к теме. А римейк – это обычная практика в кино. К тому же я использую в фильме и воспоминания Бориса Лавренева.

Геннадий Иванович Полока родился 15 июля 1930 года в Куйбышеве (ныне – Самара). В 1948-1950 годах учился на актёрском отделении театрального училища имени Щепкина. В 1957 году Полока окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Л. В. Кулешова и А. С. Хохловой и стал режиссёром киностудии «Мосфильм». В 1963 году дебютировал в художественном кинематографе, сняв вместе с Л. Шенгелия фильм «Каштановые сети». Впоследствии режиссёр работал в различных жанрах – поставил приключенческий фильм «Один из нас», комедию «Одиножды один». В 1989 году его лента «А был ли Каротин?» была удостоена Золотой медали Ватикана. Снимался в фильмах «Ярость», «Рокировка в длинную сторону», «Принц и нищий», «Дела давно минувших дней».
– Вам интереснее работать со звёздами или открывать новые имена?

– Если вспомнить мою вторую работу, «Капроновые сети», то мне она дорога лишь тем, что в ней сыграл браконьера Павел Луспекаев, тогда только пришедший в кино, и которого я потом пригласил в «Республику ШКИД» на роль Косталмеда. А когда Владимир Мотыль приступил к съёмкам «Белого солнца пустыни», я рекомендовал ему Луспекаева на роль Верещегина, хотя тот мечтал об Анатолии Папанове. У Луспекаева были ампутированы ступни, и драться, бегать в фильме ему было трудно, но он – великий актёр и сыграл в «Белом солнце...» одну из лучших своих ролей. В «Одиножды один» у меня снялся Николай Караченцов – и это была его первая роль в кино. Так что судите сами...

– Какое оно, ваше кино? И что вам близко в мировом кинематографе?

– Меня всегда упрекали в том, что я снимаю то лубок, то авангард. На западе мои фильмы в компании с картинами Параджанова, Эсадзе, Рашеева называли «советским антикино». А в 2001 году прошла моя ретроспектива в Кеннеди-центре в Вашингтоне – ни один российский режиссёр больше не удостоился такой чести. Помните эйзенштейновское определение «монтаж аттракционов»? Наверное, все мои фильмы и состоят из «аттракционов». Мне нравятся режиссёры, создающие собственный мир на экране – Феллини, Кустурица. Я не люблю «ползучий» реализм – а это 90 процентов всех наших кинокартин. Из российских мне нравятся «Урга» Никиты Михалкова, фильмы Сергея Овчарова. Овчаров – очень одарённый человек, и несправедливо, что его картины не замечают.

Но я человек страстный, и мне мало просто симпатии – должна быть страсть! ...Прочитал у Андрона Кончаловского, что он никогда не снимал фильмы по предложенным ему сценариям – а вот я, напротив, всё время снимал по сценариям, которые мне навязывали, но получались мои картины...

– Иметь свой фестиваль – престижно для любого города. Что касается Ярославля, то мне известно, что в будущем году ваша команда планирует провести здесь неделю кино. Что ждёт ярославских любителей киноискусства?

– Пока речь идёт о проведении в Ярославле в 2008 году ретроспективы российского кино – возможно, мы включим туда и лучшие ленты наших коллег из стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают