ВОСПОМИНАНИЯ О ПОБЕДЕ
Помимо замечательных боевых и трудовых качеств Василий Андреевич удивлял коллег незаурядным литературным талантом. Его стихи не раз публиковались в «Заводской правде», позже – в «Вездеходе». Фрагменты военных воспоминаний Василия Андреевича вошли в специально подготовленный сборник «Нашим ветеранам. К 60-летию Великой Победы».
«Было солнечное, ясное утро, – пишет автор. – Технический состав полка готовил самолёты к вылету. Ещё раз посмотрели маршрут, наметили и записали запасные аэродромы, синоптик ознакомил нас с погодой по маршруту и на аэродроме посадки. Это было 9 мая.
Через 30 минут одна за другой 16 «аэрокобр» поднялись в небо.
Прошёл час, второй полёта. Лётчики иногда переговариваются по радио. Серёжа Скорняков даже пропел куплет «Синего платочка». И вдруг по радио раздался радостный возглас:
– Победа!!! Товарищи, конец войне!
Сразу поднялся невообразимый шум. Все заговорили разом, а потом начали перестраиваться на волну Москвы. В наушники врывается голос Левитана:
– Победа!
Жаль, что у нас на самолётах подвесные баки – можно было бы крутануть какую-либо фигуру пилотажа, отсалютовать. Но Васю Круговерцева баки не смутили: смотрим, его самолёт одну за другой крутит «бочки»! Конечно, все поддержали его и сделали по нескольку «бочек». Так мы в воздухе отсалютовали нашей Родине, народу, славному Дню Великой Победы».
ШИНЫ ДЛЯ ПЕРВЫХСВЕРХЗВУКОВЫХ
Начало трудовой биографии Попова выпало на интересный период в производстве авиашин. В своё время для музея истории ЯШЗ Василий Андреевич записал свои воспоминания об этом времени:
«60-е годы были временем бурного развития второго поколения реактивной авиации. Самолёты-истребители и некоторые типы бомбардировщиков летали со сверхзвуковыми скоростями. Естественно, их взлётно-посадочные характеристики значительно отличались от предыдущих. Всё это требовало непрестанного поиска и воплощения в жизнь новых конструкторских решений, обеспечения надёжной работы шин в эксплуатации. Работы велись не только конструкторские, но и рецептурные, и технологические.
Надо сказать, что работ у конструкторов в это быстротечное время было невпроворот. Наряду с модификацией покрышек непрерывно поступали требования создания новых шин для опытных объектов.
В таких, можно сказать, экстремальных условиях работники КО-1 и смежники не спасовали. Они работали, не жалея ни сил, ни времени. Огромный объём работ по созданию новых и модифицированных шин был выполнен полностью. Все самолёты, а также другая военная техника не испытывали нужды в снабжении шинами. С большим чувством гордости вспоминаешь 60-е годы – годы напряжённого труда всего коллектива отдела. Испытываешь гордость за людей, работавших так самоотверженно!»
На Ярославский шинный завод Василий Андреевич Попов пришёл в 1961 году, будучи уже зрелым 43-летним человеком и прославленным авиатором. Гвардии полковник авиации, участник обороны Москвы, он воевал на Волховском, Западном и Центральном фронтах, а по окончании войны служил ещё 15 лет в военно-воздушных войсках. В спецпроизводстве Ярославского шинного завода Попов отработал четверть века. Был старшим инженером-конструктором, начальником сектора конструкторского отдела-1.***Уважаемый Василий Андреевич! От имени руководства и коллектива ОАО «Ярославский шинный завод» примите самые искренние и тёплые поздравления с юбилеем»!Мы хотим поблагодарит Вас за годы, посвящённые нашему предприятию, за неоценимый вклад в работу и, конечно же, за то, что Вы преданно защищали нашу Родину. Ваши коллеги отзывались о Вас как о порядочном, скромном, отзывчивом человеке, чутком и внимательном к своим сотрудникам. Вы всегда умели поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе и этим завоевали любовь и уважение. Спасибо Вам за профессионализм и умение принимать верные решения.Все знают Вас как очень разностороннего человека: пилота первого класса – Героя Советского Союза, старшего инженера-конструктора, начальника сектора конструкторского отдела-1 и как обладателя незаурядного литературного таланта. Именно такие люди, как Вы, являются гордостью нашего завода. И для нас большая честь поздравить Вас с юбилеем. В этот светлый праздник мы хотим пожелать Вам оставаться таким же жизнерадостным, талантливым и разносторонним человеком. Желаем крепкого здоровья, любви и заботы со стороны родных и друзей, а также большого счастья. Генеральный директор ОАО «Ярославский шинный завод» Владислав Юрьевич Ионов.
ВСЕГДА РАДОВАЛСЯ ЖИЗНИ
Нынешний главный конструктор авиашин ЯШЗ Александр Дмитриевич Капустин вспоминает:
– Первое время ВасилийАндреевич приходил на работу в военной форме лётчика-истребителя – брюки с многочисленными карманами и белый шёлковый шарф. Василий Андреевич объяснял, что не пижонства ради и не ради романтического образа такая форма у лётчика. Карманы нужны для карт и всего необходимого, чтобы не отвлекаться во время полёта, а шёлковый шарф, чтобы шею не натирал, которая в постоянном напряжении – то налево, то направо…
Коллеги, работавшие бок о бок с Поповым, рассказывают:
– Василий Андреевич обладает такими ценными человеческими качествами, как порядочность, скромность, отзывчивость и душевная доброта. Чуткий и внимательный, он бережно относился к женщинам-коллегам, называя их не иначе, как «девчата» – несмотря на любой возраст! Спокойный и уравновешенный, он поддерживал доброжелательную атмосферу в коллективе.
Василий Андреевич – военный лётчик с душой лирика, полковник в отставке, пережил тяжёлое военное время, но не разучился радоваться жизни. Редкий номер отдельской стенгазеты «Конструктор» выходил без его стихов. Свои стихи он посвящал нелёгкой работе конструктора, женщинам отдела, писал басни. Читал нам стихи, посвящённые своим родным и близким, любимой жене…
СТРАНИЦЫ
БИОГРАФИИ
Василий Андреевич Попов родился 14 января 1918 года. После окончания Балтийской авиационной школы он попадает сразу на фронт. На счету Попова – множество боевых вылетов и воздушных боёв. Начав войну рядовым лётчиком, закончил её заместителем командира авиадивизии.
Защищал небо Москвы во время наступления немцев осенью 1941 года, воевал под Ленинградом на Волховском фронте. А потом многие месяцы перегонял американские «Кобры», которые Советский Союз получал по лендлизу, с Аляски в Красноярск. После окончания войны служил ещё 15 лет в военно-воздушных войсках. Отлетал на 24 типах самолётов и добился высшего для лётчика звания – пилот первого класса.
В 1946 году был участником полярных экспедиций в Арктику. За боевые подвиги и долголетнюю безупречную службу Василий Андреевич отмечен правительством многочисленными орденами и медалями, в числе которых ордена Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. Уже после войны, в 1949 г., за выполнение специального задания правительства (опробование аэродрома на дрейфующей льдине в Северном Ледовитом океане) ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1961 году Попов был принят на работу в ОКБ-1 Ярославского шинного завода на должность техника сектора эксплуатационных испытаний. В 1968 году он возглавил сектор, в котором проработал более 25 лет. Работая на предприятии, Василий Андреевич не терял связи с авиацией: ездил в войсковые части для проведения авторского надзора за лётными испытаниями опытных авиашин и эксплуатацией серийных авиашин в составе воздушных судов.