«Наше садоводство в Ярославском районе называется «Урожай», – пишет он. – Это недалеко от Красных Ткачей на Которосли. Мне пришлось вплотную заниматься регистрацией земель кооператива настойчиво и пока безрезультатно.
До принятия Земельного кодекса мы спокойно выращивали на своих шести сотках фрукты, ягоды и овощи, нимало не заботясь о том, что на эти дачи надо оформлять ещё какие-то документы, кроме тех, которые имеет кооператив на занимаемый им участок земли, и членских книжек каждого из садоводов. И так продолжалось с шестидесятых годов почти пятьдесят лет.
Теперь с выходом 93-го закона с нас собрали по 1700 рублей за межевание земли, чтобы получить на неё кадастровый номер и зарегистрировать каждый участок в собственность. Потом появилась информация, что закон пересматривается. Но выяснилось, что он ничего не упрощает. Он также вынуждает нас ходить по земельным комитетам, БТИ, администрациям, получать от них постановления. То есть получилось на деле, что вопрос-то очень сложный. Каждому из садоводов теперь надо ходить по кабинетам и получать массу документов на свой участок.
Вот говорят, что достаточно иметь правоустанавливающие документы, например книжку члена кооператива, и получить в кадастровой палате первый, титульный лист кадастра с указанием адреса, занимаемой площади и оценки земли.
В земельном комитете Ярославского муниципального района мне пояснили, что у них на наш кооператив есть только общий план и общая оценка, поэтому надо делать межевое дело и кадастровый план каждого участка. Так ли это?» – спрашивает наш читатель.
В самом деле садоводческие товарищества получили землю в пользование гораздо раньше, чем начался «дачный бум» конца восьмидесятых годов, когда горожане стали покупать дома и участки у крестьян, переезжавших в город. Некоторые товарищества существуют с шестидесятых годов, садами владеет уже не одно поколение ярославцев. Они организованы в кооперативы, провели дороги, водопроводы, электричество. Сколоченные из ящиков маленькие домики пионеров освоения пригородных земель теперь кое-где уже сменили внушительные каменные дачи с гаражами. Такой дом, да ещё вблизи города, можно уже рассматривать как жильё.
Касается ли последнее из дополнений к закону № 93 «О дачной амнистии» многотысячной гвардии садоводов-старожилов, организованных в кооперативы?
– Упрощённый порядок регистрации дачных, садовых участков, находящихся в пользовании до выхода Земельного кодекса, касается всех, – так прокомментировала письмо Егора Егоровича Малеева заместитель директора управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области Наталья Бибикова. – В статье 25.2 «Особенности государственной регистрации права собственности граждан на земельный участок, предоставленный для ведения подсобного (дачного) хозяйства, огородничества, садоводства» такие участки, как видите, перечислены, то есть подпадают под действие федерального закона с последними дополнениями в полном объёме.
– Наталья Кастусьевна, а не возникнет ли проблем с регистрацией земли у тех садоводов и огородников, у которых участок меньше минимального размера, установленного областной Думой для Ярославской области? Как известно, были введены ограничения для регистрации и по минимальному, и по максимальному размеру, а именно в садоводческих товариществах, особенно старых, наделы порой очень маленькие: до двух с половиной – трех соток.
– Если областной закон в чём-то противоречит федеральному, а в последнем ограничений по минимальной площади участка нет, то в силу вступает федеральный закон. Мы и будем им руководствоваться при регистрации участка. Так что в этом вопросе никаких проблем у садоводов не возникнет.
– В отличие от индивидуальных собственников земли члены садоводческих товариществ, как справедливо рассуждает Егор Малеев, всегда полагались в оформлении всяких документов, включая уплату налога на землю, на свое правление товарищества или кооператива. Они с начала шестидесятых поколение за поколением пользовались своими участками и не знали этих хлопот с хождением по госучреждениям. То есть и так считали эту землю своей. За что ж им теперь такое наказание?
– Кто не хочет регистрировать свой участок, может не заниматься этим. Закон никого не обязывает. Регистрация носит исключительно заявительный характер. И никто у садоводов и в самом деле землю не отнимет. Но регистрация людям потребуется самим, если они захотят продать, подарить, передать официально в наследство участок с дачей. Причём благодаря дачной амнистии, которая действует до 2010 года, они смогут сделать это, воспользовавшись госпошлиной всего в 100 рублей, а не в 500. Им не нужно проводить межевание, если даже фактически, как указано в законе, площадь участка окажется другой – меньше или больше, чем значится по кадастровому плану. Значительно упрощена работа с обращением граждан в кадастровой палате. Нужна только первая страница этого плана, где указаны назначение участка, площадь, категория и фамилия, имя, отчество гражданина, которому этот участок принадлежит.
– Наверное, и срок оформления такого упрощённого плана в кадастровой палате будет значительно меньше, чем месяц?
– Срок оформления такого укороченного кадастрового плана десять дней, если, конечно, сведения об этом участке в кадастровой палате имеются. В своё время на составление кадастров выделялись средства федерального бюджета, и часть земель уже учтена в земельном кадастре. По Ярославлю и Ярославскому району эти работы выполнены полностью. Но в области есть и участки, на которые такие планы пока не составлены. С ними, естественно, больше работы.
Добавим к сказанному Бибиковой, что госрегистрация земельных владений в собственность нужна самим садоводам и в том случае, если товарищество попадёт в зону строительства. Это особенно актуально для Ярославля. Мы ведь знаем, что с садами и деревнями, оказавшимися, например, в зонах строительства моста через Волгу, возникли большие проблемы. Кто своевременно и правильно оформил землю, получили компенсацию за отчуждение своего участка под нужды строительства, кто не имел документов на право собственности, те компенсации получить не смогли.
Города разрастаются, и земля, выделенная некогда товариществам и кооперативам в пользование или владение под садоводство, огородничество, всё чаще может оказываться в зоне развития городского хозяйства, его инфраструктуры. Изъятие участка, находящегося в частной собственности, для нужд государства, области или города нередко даже выгодно владельцу в отличие от пользователя, не имеющего правоустанавливающих документов. С таким церемониться не будут.
И всё же организованные в кооперативы садоводы склонны считать, что для них стоит сделать исключение.
«Мы считаем, – пишет Егор Малеев, – что оформлять нужные документы на каждый учас-ток земли в садоводстве можно организованно. Не гонять сотни людей по кабинетам, а вызвать землемера, представителей администрации района и кадастровой палаты в товарищество и на месте в определённое время сверить планы участков, уточнить, если надо, границы и оформить в соответствии с законом регистрацию домовладений с землями. Мне кажется, что такой порядок регистрации земель в товариществах мог бы быть принят местными законодателями областного или даже районного уровня».
– Можно и коллективно провести регистрацию участков в садоводстве, – соглашается Наталья Кастусьевна. – Но не так, как предлагает Егор Егорович, а по закону. В нём предусмотрено, что обращаться в государственные организации по вопросам регистрации земли может не сам дачник или садовод-огородник, а его доверенное лицо. Так что можно доверить хождение по инстанциям за документами на землю, например, членам правления кооператива или специально нанятым лицам. Но при этом надо учесть, что доверенность от каждого землепользователя должна быть нотариально заверена, а для этого надо уплатить госпошлину 500 рублей, а не 100 рублей, как при самостоятельном оформлении. Так что вариант «без хлопот» возможен, но стоит денег.
Подведём итог. Опубликованные 24 октября прошлого года в печати и принятые в окончательном варианте Государственной Думой изменения к статье 14 закона №93 «О дачной амнистии» полностью касаются и садово-огородных товариществ, кооперативов и позволяют каждому садоводу по упрощённой схеме закрепить за собой в собственность участок земли. Для этого достаточно иметь документ на землю, а это может быть книжка члена садового товарищества или договор купли-продажи участка в товариществе или любой другой правоустанавливающий документ на землю; документ, устанавливающий личность землевладельца или нотариально заверенная доверенность лица, уполномоченного землевладельцем для обращения в органы госрегистрации; квитанция об уплате госпошлины за регистрацию; первый (титульный) лист кадастрового плана, полученный в кадастровой палате на принадлежащий вам участок земли в товариществе.
С этими документами смело обращайтесь в органы госрегистрации по месту жительства, пока действует дачная амнистия. То есть до 2010 года.