Восстанавливая первоначальный облик храма, они раскрывают оконные проёмы первого яруса, заложенные в советское время. Всё богаче становится их трудами декор цоколя и оконных наличников. Во втором ярусе устанавливают оконные блоки.
Но главная боль реставраторов так и остаётся болью. Знаменитый 70-метровый шпиль колокольни до сих пор без креста, хотя сам крест изготовлен и позолочен ещё в 2003 году.
Как рассказал прораб Сергей Казанский, всё это связано с многострадальной и давней историей.
Однажды все увидели, что шпиль наклонился так, что в любой момент может рухнуть. В 1998 году, когда «Ярреставрация» приступила к эпопее его выпрямления, отклонение было критическое – 80 см от вертикали. Используя систему домкратов, механизм которой разработал инженер-реставратор Владимир Титов, сделали, казалось, невозможное. Многотонная махина шпиля встала совершенно прямо. Специалисты фирмы «Интергео» официально подтвердили: отклонение составляет теперь всего 18 см, то есть находится в пределах нормы для шпиля такой высоты.
Под руководством Владимира Титова реставраторы заменили деревянные конструкции шпиля на металлические. Но чтобы окончательно покончить с опасной ситуацией, всё должно быть сварено в жёсткую конструкцию. Кажется, просто: вызывай сварщиков и вари. Не тут-то было.
Необходимо заключение комитета историко-культурного наследия. Он должен принять решение: требуется ли дальнейшее регулирование вертикали или достаточно того, что уже сделано. А для этого, по словам председателя комитета Юрия Аврутова, требуется построить леса для обследования шпиля, и тут нужны деньги. Кроме того, требуются деньги на замену кровельного покрытия шпиля.
Реставрация храма финансируется совместно – на федеральные и на областные деньги. Скрупулёзно расписано, кто и за что платит. Так вот за шпиль и всё, что с ним связано, должен платить областной бюджет. А у него в этом плане напряжёнка. Деньги, выделенные на нынешний год, частично ушли на устройство ограждения около храма – для безопасности. В непо-средственной близости от него ведь ездят машины.
Нужное дело? Нужное. Но уникальная примета Ярославля, шпиль храма Петра и Павла, по-прежнему вынужден ждать, когда дойдут руки до него. Скоро десять лет, как он ждёт. Сколько ждать ещё? И не пойдёт ли вся сделанная работа насмарку? Проблема в том, что ответов на эти вопросы нет.