Александр Александрович верит, что стрессы цивилизованного мира, заставляющие людей искать утешения в «колесах» и водке, могут быть побеждены необходимостью выживания в суровых условиях Арктики.
Пацюк многие свои отпуска с конца восьмидесятых годов проводит в Заполярье, предпочитая российский Север теплым морям и горячим пляжам. Сначала познакомился с краем белых медведей, участвуя в качестве врача в мотопробегах рыбинских туристов по берегам Баренцева и Карского морей на снегоходах «Буран». Затем сам возглавлял группы энтузиастов покорения более дальних широт пешком, на собачьих упряжках, оленьих нартах. В составе российско-бельгийской экспедиции изучал условия жизни оленеводов Республики Коми и ямало-ненецкой тундры.
– Эти походы, кроме международной экспедиции, не имели для меня какой-то иной цели, кроме достижения определенного пункта, – рассказал Пацюк. – Мы с товарищами закаляли характер, на полную катушку отдыхали от рутины и однообразия повседневности. Но недавно я познакомился с методикой лечения наркозависимых заболеваний московского психиатра-нарколога, автора лечебно-реабилитационной программы доктора Якова Дорожкина. Он с 1997 года ходит со своими пациентами в Гималаи, Анды. Причем результаты этих походов удивительные.
Экстремальные условия выживания в горах, общение с дикой природой плюс лекар-ства из редких растений, сохранившихся в этих местах, по мнению Якова Николаевича, начисто освобождают человека от стрессов, которые стали причиной заболевания, точили его изнутри, угнетали психику и толкали к употреблению наркотиков. Метод Дорожкина получил название стресс-шоковой терапии и запатентован ФИПС РФ.
Этой осенью Александр Александрович встретился с московским коллегой и высказал предложение расширить географию путешествий за счет арктических экспедиций: не каждый из наркозависимых больных в состоянии оплатить поездку в Гималаи или горы Южной Америки. Наш Север намного доступней, а экстрима и адреналина там не меньше. Яков Дорожкин идею поддер-жал, врачи намерены создать совместную клинику.