Один из кандидатов на пост ректора ЯГТУ – профессор кафедры двигателей внутреннего сгорания Юрий Хрящев, который всю свою жизнь связал с этим высшим учебным заведением. Здесь в 1973 году он получил образование по специальности «двигатели внутреннего сгорания», затем работал преподавателем кафедры. В политехе защитил кандидатскую, а позднее и доктор-скую диссертации. Сегодня доктор технических наук Юрий Хрящев является научным руководителем для многих студентов, магистров и аспирантов.
Этот талантливый человек успешно совмещает преподавание и научную деятельность в вузе с исследованиями и разработками электронных систем управления дизельными двигателями в научно-техническом центре ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры». На предприятии он создал отдел, который на базе традиционной конструкции разрабатывает и внедряет в производство современную электронную систему управления топливной аппаратурой и двигателями стандарта Евро-3. Многие специалисты считали это невозможным в принципе. Но Юрий Хрящев доказал состоятельность свих идей на практике: двигатели стандарта Евро-3 производ-ства ЯМЗ и КамАЗа, оснащенные электронной системой управления, созданной под руководством профессора Юрия Хрящева, прошли все испытания, сертифицированы и сегодня готовятся к серийному выпуску. Эти разработки помогли выжить и дали толчок развитию предприятий дивизиона «Топливоподающие системы» – ЯЗДА и ЯЗТА.
На счету Юрия Хрящева – более ста научных работ, 25 патентов на изобретения, гранты Российского фонда фундаментальных исследований, победы в областных конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу. Юрий Евгеньевич на практике доказал, как необходимо объединить научную деятельность с практическим воплощением в производ-стве результатов исследований и разработок.
На выдвижение своей кандидатуры на пост ректора ЯГТУ Юрий Хрящев дал согласие после многочисленных встреч с коллегами, руководителями и сотрудниками университета, консультаций с руководителями промышленных предприятий. Он уверен, что знания и опыт помогут ему эффективно управлять вузом в непростых условиях грядущих преобразований в высшей школе. В интервью нашей газете кандидат высказал свое мнение по многим наболевшим проблемам жизни вуза.
– Юрий Евгеньевич, каким образом ЯГТУ должен сотрудничать с местной властью и промышленностью, зарубежными вузами?
– В некоторых университетах страны созданы так называемые попечительские советы, в состав которых входят и директора предприятий, и представители местной администрации. Это удобная форма сотрудничества не только по решению стратегических вопросов, но и оперативных, и технический университет обязательно должен ее развивать.
Одна из форм сотрудничества с промышленностью – организация филиалов кафедр непосредственно на заводах. Некоторые кафедры, в том числе и наша – двигателей внутреннего сгорания, имеют богатый опыт такого сотрудничества. Есть большой и взаимовыгодный опыт совместного использования дорогостоящего оборудования.
Я могу на своем примере сказать, что альянс прикладной науки и производства необходим, поскольку только такое объединение может обеспечить системный подход для решения сложных научно-технических проблем и создания инновационных, прорывных технологий, который поможет России создать высокотехнологичную промышленность.
Развитие вуза сегодня невозможно без инвестиций. Я считаю, что ректор должен привлекать инвестиции под конкретные инновационные проекты с участием членов попечительского совета и ассоциации выпускников ЯГТУ.
В техническом университете разрабатываются и могут реализоваться инновационные проекты в различных сферах. Это, например, разработка электронных систем управления технологическими процессами и автотранспортом; новые технологии получения синтетических видов топлива, таких как диметилэфир; разработка новых способов восстановления сложных дорогостоящих деталей двигателей, автомобилей, станков и др.; создание третьего поколения бесступенчатых редукторов скорости.
Я считаю, что наш вуз должен активно развивать партнерские связи и сотрудничество с профильными университетами других стран. Обучаясь в советское время еще в технологическом институте, одну из производственных практик я проходил в Праге. Теперь эти связи утеряны, хотя имеются некоторые отношения с вузами Великобритании, Германии, Польши, Республики Беларусь. Работа по международному сотрудничеству между вузами в открытом обществе совершенно необходима.
– Насколько остро в ЯГТУ стоит проблема повышения качества образования? Какие дополнительные образовательные услуги оказывает вуз?
– Не только в нашем вузе, но и в других высших учебных заведениях России уровень образования держится на старом капитале. Проблема повышения качества образования – это серьезная задача. Я считаю, что новый ректор обязан реализовать программу жизни вуза в новых экономических условиях. ЯГТУ должен чутко реагировать на веления времени и предоставлять образование на уровне, который требуют современные предприятия. Основная идея моей программы – от выживания к развитию.
Университет для меня – это прежде всего храм науки, и настоящего образования только за счет «образовательных услуг» не получишь. Наш вуз при этом должен продолжать развивать новые формы обучения: довузовская подготовка, заочное ускоренное образование для лиц, закончивших техникумы и другие вузы. Это и параллельное второе высшее образование для студентов и магистрантов ЯГТУ, в результате которого они получают второй государственный диплом о высшем образовании. Сегодня университет дополнительно обучает иностранным языкам с подтверждением знаний сертификатом референта-переводчика и занимается повышением квалификации в форме дистанционного образования по различным специальностям и направлениям.
– Существует ли в университете кадровая проблема? Как вы предлагаете ее решать?
– Кадровый голод напрямую связан с повышением качества образования и созданием благоприятных условий для работы преподавателей и специалистов вуза – сотрудников, аспирантов и студентов. В моей программе предусматриваются конкретные меры по улучшению условий работы коллектива, обеспечению профессионального роста сотрудников университета на всех уровнях, в результате чего мы сможем увеличить в ЯГТУ число молодых преподавателей и специалистов.
– Как вы понимаете тезис о доступности образования? Возможен ли переход на полностью платное высшее образование?
– Сама по себе плата за образование безнравственна, но наше государство не имеет, видимо, возможности обеспечить бесплатное высшее образование, и в этом случае, как говорится, спасибо и за среднее бесплатное. Сегодня 80 процентов студентов в нашем вузе обучаются бесплатно и получают стипендию, которая совершенно не покрывает их потребности.
Но тенденция к платности высшего образования налицо. Если три-четыре года назад на платной основе на автомеханическом факультете обучались единицы, то сейчас на первом курсе примерно 20 процентов студентов – платники, а 25 человек получают знания по контракту с предприятиями.
Я категорически против перехода на платное высшее, поскольку это сделает знания недоступными для малообеспеченных слоев населения. Государство обязано сохранить принцип бесплатного высшего образования, которое должно быть доступно для каждого гражданина России. В рыночных условиях необходима целая система различных фондов поддержки студентов, система кредитов и т. д. У нас уже, например, образование можно получить на контрактной основе с предприятиями, где планируется будущая работа.
– Какие мероприятия вузу необходимо проводить для профориентации абитуриентов, чтобы государство не платило лишних денег за обучение тех, кто не хочет становиться инженером или технологом?
– Наш университет имеет богатый опыт работы в профильных инженерных классах средних школ. Оттуда обычно приходят прекрасно подготовленные ребята. Я сам лично занимался такой работой. Были времена, когда, например, ЯМЗ предоставлял нам автобус для поездки в Политехнический музей в Москву. Мы также организовывали диспуты и викторины для школьников. Сейчас вполне логичной выглядела бы система, где под эгидой вуза были бы не только профильные инженерные классы, но и техникумы, лицеи, колледжи.
– Ваше отношение к единому государственному экзамену?
– Сама идея проведения такого экзамена как оценки уровня знаний, единой для всей страны, – бесспорна, но нельзя рассматривать результаты ЕГЭ как единственный критерий при зачислении в вуз.
– Как вы считаете, проводящаяся реформа высшего образования адекватна сегодняшним потребностям рынка труда и запросам общества?
– Сама по себе реформа высшего образования вызвана невозможностью и нежеланием государства нормально финансировать образование и науку. Но общество пока не готово к такой реформе. По закону «Об образовании в РФ» доля консолидированного бюджета образования в валовом внутреннем продукте должна составлять 10 процентов. В реальности в три раза меньше – около 3,5, причем доля высшего образования составляет всего 0,43 процента.
Наше государство, даже имея профицит бюджета, не находит возможности выделить необходимые средства на поддержку и развитие образования. В результате вместо этого на 2006 год предлагается в рамках реализации четырех национальных проектов направить 22 млрд. рублей на образование. Но этих денег на всех не хватит, и ими не решить проблемы, которые накопились за 15 прошедших лет. Деньги получат только 30 лучших вузов и шесть тысяч школ, которые будут выбраны на конкурсной основе.
– Каковы перспективы объединения вузов Ярославской области и какое место в этом процессе может быть отведено ЯГТУ?
– По новому законопроекту «Об автономных учреждениях» учредитель – государ-ство намерено заставить вузы за все отвечать своим имуществом. При этом многие высшие образовательные учреждения могут потерять лучшие помещения, землю, оборудование, поскольку это имеет ценность для дельцов от образования и науки. Предполагаемое реформирование – не что иное, как очередная «шоковая терапия», только теперь для образования.
Если будет существовать угроза федеральному статусу технического университета и перевода его на областной уровень, то включение в состав нашего университета других технических образовательных учреждений вполне оправданно. Более того, возможен и следующий шаг – создание некоего научно-образовательного комплекса, в котором могут быть не только региональные вузы, но и отраслевые и научно-исследовательские институты. Если продолжать мысль, то необходимо стремиться к созданию технопарка в Ярославле, где вузы, научно-исследовательские центры и инновационные компании могли бы создавать новые высокотехнологичные продукты.