В селе Покровском Угличского района жители улицы Молодёжной всегда встречают Новый год всей улицей. Извините за тавтологию, но так оно и есть. Эта улица в селе крайняя, дальше – поле. И вот всякий раз ставят на этом поле ёлку, протягивают к ней гирлянды, наряжают её ленточками, верёвочками, разноцветными бумажками и водят вокруг неё хороводы.
Дорогие игрушки вешать не принято, может быть, в память о безденежной и весёлой молодости, когда эта традиция зарождалась.
Улица состоит из шести двухквартирных домов, она заселялась в 1980-х годах, когда тут был большой колхоз, для развития которого Москва однажды выделила немалые средства. Построили большие фермы крупного рогатого скота, строились школа и клуб. А главное – жильё для молодых семей. Своей молодёжи в селе не хватало, так что в основном новосёлы были приезжие: из Большого Села, Калининской (сейчас Тверской) области, из Белоруссии, одна белорусская семья оказалась даже из чернобыльской зоны – доярки, агрономы, механизаторы, ветеринарные врачи.
Все они крепко подружились и закрепились на этой земле. За прошедшие двадцать с лишним лет с Молодёжной уехала только одна семья, все остальные и сейчас здесь, растят детей, внуков. И стол под Новый год тут же, недалеко от ёлки, накрывают общий.
– И это не единственное у нас такое дружное село, – утверждает глава Слободского поселения Нина Петровна Смирнова. – Недалеко деревня Черные, где много дачников-москвичей. Те приезжают на праздники и уже не первый год справляют их вместе с деревенскими.
И в других деревнях, по её словам, «что-то такое есть». Если учесть, что в Слободском поселении ни много ни мало125 населённых пунктов, то просто удивительно, как до сих пор сюда не занесло каких-нибудь кинематографистов. Сидят, бедняги, в своих столичных городах и ничего о земле русской не знают.
– А вот и нет, – услышала я от жителей Ростова. – К нам, например, под Новый год и москвичи, и питерцы едут и едут. Не говоря уже о ярославцах. И куда бы вы думали? В музей!
Трапезная палата музея-заповедника «Ростовский кремль» (она же гостиница) к 30 декабря полным-полна. Есть семьи, компании, которые приезжают по нескольку лет подряд. 31-го уже аншлаг, остаются здесь на 1, 2 января, потом небольшая пауза и новый наплыв – под Рождество. Никакой специальной программой музей не завлекает. Есть, оказывается, люди, которым достаточно кремлёвской ауры.
Территория кремля – в их полном распоряжении, единственное ограничение – нельзя устраивать фейерверки. Так вокруг ведь и без того настоящая сказка! Новогодняя ёлка здесь настоящая, живая. Ещё 6 декабря её одели лампочками – обычными, выкрашенными в разные цвета. Импортными «мигалками» и мишурой здесь не пользуются, игрушки тоже не развешивают, чтобы не испортить естественную красоту. Эта зелёная красавица – одна из достопримечательностей кремля. Она вымахала выше многих здешних стен и палат и к тому же она трёхмакушечная – такая вот игра природы. По расчётам специалистов, ей не меньше пятидесяти лет.
А вот народные художники Романовы из Некрасовского по традиции встречают Новый год... в купальных костюмах. Дом, где живёт их большая дружная семья и где они лепят из глины своих смешных человечков, извест-ных во многих странах мира, стоит на берегу реки Солоницы. Каждое утро – и летом, и зимой – Романовы в ней купаются. А31 декабря залезают в воду ещё и в полночь, прихватив с собой бутылку шампанского.
В Норском в праздничную ночь людей тоже почему-то тянет к реке. Но с другой целью. Детки катаются с высоких берегов Норы на санках и ледянках. Взрослые же рады просто потолкаться, посмеяться, многие приходят в масках, колпаках, некоторые даже в маскарадных костюмах. В результате больше всего вокруг оказывается почему-то Дедов Морозов, прямо какое-то дедморозовское царство.
В эту ночь взрослые, как известно, повсеместно превращаются в детей. Вспоминают былые шалости, любимые игрушки. На Ярославском вагоноремонтном заводе дяденьки и тётеньки из самого серьёзного подразделения – заводоуправления – украшают игрушками своего детства общую ёлку. Чего только не хранится, оказывается, у них на антресолях! Бумажные звёзды и фонарики. Алюминиевые кошки, собаки и зайцы. Серия из стекла, известная когда-то под названием «Пятнадцать республик – пятнадцать сестёр». Яблоки и груши из ваты: была, оказывается, в городе ватная фабрика, которая выпускала эти очень популярные некогда украшения. Ей даже подра-жали.
– Когда я была маленькая, мы делали подобные игрушки из ваты дома, – вспоминает Вера Викторовна Кузнецова. – Клеили, красили и очень старались, чтобы они были как покупные.
Что касается совсем уж старинных обычаев, то самый памятливый на них Красный Перекоп. В старину новогодняя ночь как-то терялась в череде других зимних праздников. В наше время она, ясное дело, не потеряется, но многие знаменательные даты из этой череды перекопцы помнят и чтут до сих пор.
– 7 декабря – Екатерина-санница. В этот день начинали кататься на санках, и надо было усердно кататься целую неделю. Да так, чтобы всякий раз скатиться подальше. Считалось, чем дальше проедешь, темсчастливее будет новый год, – уверяет коренная здешняя жительница Надежда Николаевна Балуева. – Дальше следуют Николины Святки, их отмечают три дня подряд. Несмотря на то, что уже начался Рождественский пост, в эти дни разрешается послабление и в еде, и в пове-дении: можно даже и повесе-литься.
Естественно, 31 декабря перекопцы за стол тоже сядут. Но и празднование старого Нового года никак не пропустят. «Мы люди старого порядка», – говорят здесь. Исконная, связанная с ним традиция – колядовать – жила здесь очень долго: ещё на памяти нынешнего поколения, в 1960-х годах, фабричные ходили колядовать «корпус на корпус». С недавних пор эта традиция стала возрождаться. На Святки после Рождества на перекопских улицах можно встретить группу нарядных громкоголосых людей. Заранее договорившись с хозяевами (чтобы не испугались), они заходят в одну квартиру, другую и исполняют подготовленный репертуар.
Ну а как насчёт традиции ходить 31 декабря в баню? Один мой хороший знакомый свято соблюдает её с друзьями уже несколько лет. Связана ли она с фильмом «Ирония судьбы» или с какими-нибудь глубокими корнями, понятия не имеет. Но разве в том дело?