БЕСПЛАТНО ИЛИ ЗА ДЕНЬГИ?
Случаев таких с каждым годом все больше и больше. Если в 2002 году на взимание денежных средств в медицинские страховые компании пожаловались 276 жителей области, из них в 257 случаях жаловались вполне обоснованно, то уже в 2004 году недовольных было 402 человека. Тут тоже эксперты признали правоту 395 пациентов.
Сразу же можно оговориться: как бы ни было уязвимо российское здравоохранение, хорошо то, что в нем существует четко организованная система защиты наших прав. В каждой медицинской страховой компании – из тех, что действуют на территории области во взаимодействии с территориальным фондом медицинского страхования (ТФОМС), – есть отделы по защите прав застрахованных лиц (ЗПЗЛ).
В отделах заведены специальные книги для записи письменных и устных обращений граждан. Если с вас требуют деньги за какую-либо обычную процедуру в родной поликлинике, а вы не хотите просто так расставаться со своими кровными, заработанными денежками, не стесняйтесь, звоните в отдел защиты прав застрахованных лиц своей компании. В пользе таких вот сигналов мне пришлось убедиться лично. Прямо во время беседы с начальником отдела ЗПЗЛ одной из страховых компаний Анатолием Бредихиным наш разговор прервали два звонка – один за другим.
Пенсионерка звонит из медсанчасти родного предприятия: «Врач направляет на операцию по поводу катаракты. Говорит, что стоит она 7 тысяч рублей. Готовить деньги?» Оказывается, бабушке не следует торопиться. Операции такие делают бесплатно по муниципальному заказу, определенное количество в год. Может, стоит немного подождать в очереди, если есть шанс попасть «в заказ»? И главное, интересно, почему врач не объяснил это пациентке? А одной моей знакомой, кстати, сделали еще более экзотическое предложение: один глаз прооперировать бесплатно, другой – за деньги...
Еще один звонок – от женщины, которой врач-гинеколог сделал операцию. Дама заплатила около восьмисот рублей. А потом ее одолели сомнения. И правильно. Потому что Бредихин тоже очень засомневался в законности поборов, поскольку их компания оплачивает подобные операции своим клиентам. То есть в итоге ЛПУ за одну и ту же операцию попросит раскошелиться дважды.
Впрочем, со своими вопросами вы для начала можете обратиться к главврачу поликлиники или больницы. Этого бывает достаточно. Например, в случае если вам нужно к специалисту, а того нет – болеет, в отпуске и так далее. У нас еще не дошло до такой любезности к больным, чтобы вывесить на специальной доске объявление о фамилии отсутствующего врача и сообщить им, что по договоренности их примут в такой-то поликлинике. Так же нужно поступать и в случае, если какое-либо диагностическое оборудование в вашем лечебном учреждении вышло из строя. Вас должны направить в другую поликлинику, в которую нужно идти с соответствующим направлением от доктора.
Ситуации возникают буквально на ровном месте: частный врач-протезист дал направление на рентген зуба. Вы со спокойной душой идете в родную поликлинику, а вам говорят: платите, ведь направление дал частник. Вы чувствуете себя обиженным сиротой. Лично я, было дело, безропотно рассталась с восьмьюдесятью рублями. Оказывается, защитникам наших прав такое положение дел в Ярославле известно. Суть вот в чем: если пленку для рентгена закупили на средства лечащего учреждения, то плати больной! Закавыка только вот в чем: как проверить это? Не звонить же по мелочам в свою страховую компанию. Легче отдать деньги. Кстати, когда я принесла чин-чинарем квиток из бухгалтерии, врач с досадой сказала: лучше бы нам пятьдесят рублей заплатили прямо сюда... В общем, то ли бедность толкает медиков на коммерческую ниву – плата за услуги идет на премии, выплаты исполнителям, приобретение реактивов, оборудования и т.д., – то ли еще какие-то мотивы диктуют...
За 2004 год в ТФОМС по Ярославской области и страховые медицинские организации от граждан поступило 1178 обращений по вопросам, связанным с нарушением прав граждан. Это отказ в оказании медицинской помощи, ненадлежащее ее качество, взимание денег за нее. Обоснованными признано 1041, или 88,4 процента.
«КОНФЕТЫ» В РУКИ – БУДУТ ЗВУКИ
Не всегда в системе ТФОМСа бывают на стороне пациентов. Например, по поводу платных анализов крови, которые практикуются у нас в городе. То есть: попал ты с раннего утра в квоту из пятидесяти человек на анализы – это обойдется тебе бесплатно. Если же ты 51-й – плати. Все официально. Начальник отдела ЗПЗЛ ТФОМСа Аркадий Маслов разъясняет: медики имеют право за счет удлинения рабочего времени вводить плату за процедуру. В фонде известны и другие подобные – извинительные – случаи взимания денег. Когда речь идет об обследованиях на очень редком оборудовании. Например, на ядерно-магнитно-резонансном томографе. Такие есть в Ярославле только в трех больницах – в 8-й, областной и железнодорожной. Тут якобы нельзя перегружать очень дорогое оборудование.
Еще в фонд доходят жалобы на то, что больные платят за анализ крови при исследовании щитовидной железы. Говорят, бесплатно это сделать никак нельзя – слишком дорогие реактивы. Но вообще-то никто не отменял принцип очередности в оказании медицинских услуг. В этом плане здесь тоже можно открыть немало интересного. Специалисты прямым текс-
том сказали мне: врач, направляя вас, допустим, на УЗИ, если опасается за ваше здоровье, то приписочку сделает на направлении – дескать, срочно! – или брякнет по телефончику: просветите его поскорее. Если эскулап считает, что вы еще проживете минимум пару месяцев, то вас и запишут в очередь на УЗИ через эти самые два месяца.
В связи с этим случаем припоминаю возмущение одного знакомого врача: «Да как же можно идти на прием, и без букета или коробки конфет?!» Меня так это поразило – вот что они, стало быть, ждут от нас... Мы-то, эгоисты, идем к ним со своими болячками, переполненные жалостью к себе...
А что вы хотите? Ведь наше здравоохранение – это гигантский общак! В центре его – фонд обязательного медицинского страхования. Именно сюда идут налоги работающего населения, а за неработающее, как известно, платит бюджет. Все идет в общий котел – общак. Далее деньги идут через медицинские страховые компании на оплату счетов за пролеченных больных, которые поступают из больниц и поликлиник. Громоздкая и сложная система. Человек со своими доходами в ней обезличен. В этой системе не имеет значения, сколько с каждого из нас удерживают в виде единого социального налога. Сотни рублей или тысячи. Из общака за всех идет поровну. Самое неприятное, что гражданин вовлечен в нее, как водится у нас, добровольно- принудительно.
Конечно, государству через общак с красным крестом проще переложить на плечи работающих граждан заботу о малоимущем и неработающем населении. И это на фоне сообщений о сверхприбылях национальных нефтяных и газовых монополий и о росте доходов государственного стабилизационного фонда кажется возмутительным анахронизмом.