Такое беспрецедентное согласование получил в Москве заказчик-застройщик этого земельного участка – ярославское ЗАО «Блок-2». Как ни удивительно, согласование выдано ведомством, которое по идее создано для того, чтобы защищать памятники, – Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультурой).
Департамент культуры администрации области изначально был против, но заказчик нашёл путь в Москву, минуя ярославские инстанции. Законодательство в этой области сейчас меняется, и найти такую возможность легче, чем когда-либо.
Комментируя по просьбе «Северного края» происшедшее, заместитель директора департамента, председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Аврутов выразился в том смысле, что строительство – дело решённое. Участок, однако, примыкает к ещё одному памятнику – при всем многообразии старины в Ярославле – уникальному. Это памятник архитектуры федерального (государственного) значения – манеж Фанагорийского полка. Построенный в 1830 – 1840-е годы, он удивительным образом напоминает Московский манеж. Тайна этого сходства не разгадана, он много раз перестраивался, но стены и отдельные детали сохранились, а значит, реальные возможности для реставрации тоже.
По словам Аврутова, заказчик хочет вписать манеж в новую застройку, поскольку тот ему «мешает».
– Но ни изменять форму, ни сносить его по закону нельзя. Можно только реставрировать. Надеюсь, что на том же будет настаивать федеральная служба: судьба памятников федерального значения – это её полномочия, и речь пойдёт о реставрации, а не о реконструкции манежа. Иначе говоря, если все согласованные на сегодняшний день регламенты будут выдержаны, для нового строительства остаётся лишь небольшой участочек. Никакое протяжённое здание там не встанет, возможна только точечная застройка. И я буду на этом настаивать, – подчеркнул Юрий Иосифович.
Получается, это единственное, что ещё надеются отвоевать защитники ярославской старины. На фоне приближающегося 1000-летия города – цель, надо признать, мало вдохновляющая.