ГАДЯТ В СОБСТВЕННОМ ЖИЛЬЕ
«Вонючий запах из подвала, затопленного канализационными водами, огромные серые крысы, которых можно встретить на лестнице, грязные, едва пропускающие свет окна, на площадках отходы жизнедеятельности кошек и бомжей», – сообщает автор.
Одна подробность в письме насторожила особо: ремонт в подъезде был два года назад, есть кодовый замок, пишет Рафаил Владимирович. «Так как же так получилось, что подъезд превращён в подобие свалки?» – недоумевали мы и вместе с работниками РЭУ-2, жилищно-коммунального отдела администрации Кировского района и ООО «Яркомсервис» отправились на место.
Признаться, первое впечатление от увиденного было не такое удручающее, как обозначено в письме.
– Есть у нас подъезды и куда хуже, – прокомментировала ситуацию Юлия Борисовна Бармашова, старший мастер «Яркомсервиса». Организация эта вот уже четыре года занимается обслуживанием дома, следит за чистотой в подъездах, приводит в порядок территорию вокруг здания.
– Вы загляните в соседние подъезды, там ремонта не было лет пятнадцать, – посоветовала она нам.
Заглянули. Обшарпанные грязные стены вот уж точно оптимизма не навевают. И всё-таки Рафаил Владимирович, написавший письмо, прав. Он ставит проблему своего подъезда и дома в целом куда шире и глубже. На отремонтированных стенах подъезда чья-то детская, а может, и не детская рука уже оставила свои следы. Им теперь красоваться до следующего ремонта. А на одной из площадок работнице РЭУ пришлось убирать человеческие экскременты и вычищать мусоропровод, на уровне второго этажа забитый пятилитровыми бутылями. Мы насчитали их целых восемнадцать штук! Такие картины здесь нередки, говорят работники РЭУ и «Яркомсервиса». Люди словно вышли из дебрей забытого леса. Культура поведения в местах общего пользования в наших домах на уровне неандертальцев.
КОГДА МУСОРОПРОВОДЫ ЗАВАРИВАЮТ
О том, что выбрасывают жильцы в мусоропровод, рассказывает Нина Александровна Ревягина, которая много лет чистит его в доме № 23.
– Любую рухлядь, вплоть до мебели, старых телевизоров и пылесосов, можно вытащить из мусоропровода, – говорит женщина. – Жильцы выливают в него прокисшие супы, выбрасывают пищевые отходы без предварительной упаковки их в пластиковые мешки.
Но настоящим бедствием в последнее время стали ремонты квартир. Кирпичи, рулоны старых обоев, дверные проемы – всё летит в трубу мусоропровода и, застревая в ней, наглухо перегораживает эту жизненно важную аорту здания. И вместо того, чтобы наскоро освободить в цокольном этаже контейнер с мусором, Нине Александровне и её напарнику Виктору Короткову приходится подниматься по этажам в поисках засора.
На дверях каждого подъезда «Яркомсервис» вывесил объявление, напоминающее жильцам, что строительный мусор и другие негабаритные отходы в мусоропровод выбрасывать не разрешается. Но, похоже, жильцы даже не обращают внимания на это напоминание. Мудрено ли, что в иных домах ярославцы, уставшие от постоянных засоров мусоропроводов и невозможности пользоваться ими, требуют от своих РЭУ и ДЕЗов наглухо заварить их: это помогает избавиться и от крыс.
Кстати, крыс в подвале 23-го дома нынче гораздо меньше, считает Нина Александровна. Их здесь морят каждую неделю.
БЕЗ НИХ ЗАДОХНЁМСЯ ОТ ГРЯЗИ
Работу Нины Александровны по всем статьям можно считать едва ли не мытарством. Грязный, мрачный отсек в подвале дома. Короб мусоропровода находится на высоте не менее двух метров (на снимке – в центре). Рабочим приходится длинной палкой переворачивать его, ссыпая с такой высоты мусор в другой короб.
– Очень неудачный в этом отношении проект дома, – объясняет представитель «Яркомсервиса». Но неужели инженерные службы организаций, так или иначе занимающихся коммунальными проблемами в городе, – ДЕЗ, РЭУ, линейное управление, «Яркомсервис», жилищно-коммунальный отдел администрации района не могут решить этот вопрос и облегчить труд Нины Александровны? Не могут, потому что не знают. Да и не придают этому значения. Как не придают значения и труду всех, обслуживающих дом, и сами жильцы. А попробуй эти люди на день-два оставить свою работу – дом задохнется от грязи.
Между прочим, Нина Ревягина и Виктор Коротков получают всего три тысячи рублей на двоих. Они уже несколько лет не были в отпуске, не могут даже уйти на бюллетень, потому как заменить их некем. Желающих работать на их месте нет.
Тамара Третьяк много лет убирает подъезды в доме. Отношение людей к сохранению их чистоты просто наплевательское, говорит она. Согласно служебной инструкции, уборщица должна ежедневно убирать в подъезде от второго этажа до первого, два раза в месяц мести его сверху донизу и один раз мыть. Девять этажей в пятиподъездном доме. За эту работу Тамаре платят 2800 рублей в месяц. Когда же в ряде подъездов ей предложили за отдельную плату мыть чаще, она пошла людям навстречу. Предполагалось, что жильцы будут платить за это по три рубля в месяц. В пятом подъезде на это согласились, а в третьем, где проживает Рафаил Владимирович Кублицкий, многие наотрез отказались.
НУЖЕН ЛИДЕР
Был бы староста, возможно, дело бы сдвинулось, размышляет ветеран. Но старосты в доме нет, нет их и в подъездах. Здесь вообще нет человека, желающего взять на себя коллективные проблемы большого дома. Кто-то считает себя уже пожилым человеком для этого, а молодые новые жильцы, которых с каждым годом становится всё больше и больше, просто шарахаются от общественных поручений. Они заняты работой, бизнесом, ремонтом собственных недавно приобретённых квартир, до мест коллективного пользования – подъездов и двора – им нет никакого дела. «Какой староста? – удивляется молодой человек, которого мы встретили на пороге четвёртого подъезда. – Мне некогда, пусть старики работают».
Да они, собственно, и работают. Ремонт в третьем подъезде был сделан благодаря стараниям Кублицкого. А нынешний в первом, он только начался, тоже «пробил» жилец-ветеран.
В пятом подъезде три женщины-пенсионерки, рассказывает одна из них – Людмила Владимировна Пчелина, по собственной инициативе подвигли соседей на ремонт за собственный счёт первого этажа. Занялись озеленением территории у подъезда, но вот в этом их ни в РЭУ, ни в линейном участке не поддержали. «Просили хотя бы воду из подвала вывести, поливать цветы – отказали», – говорит она.
Досадно, что такие крупицы инициатив, что проявляют жильцы, гасятся в чиновничьих коридорах. Хотя в Кировском в районе есть и немало примеров, когда к инициативе граждан во властных структурах относятся иначе. В ряде кварталов и домов здесь созданы комитеты по самоуправлению, они занимаются проблемами своих домов, решая их довольно успешно. В районе уже появились дома образцового санитарного состояния. Сияют чистотой подъезды не только элитных новостроек, но и дома, чей послужной список перешагнул несколько десятилетий. Летом радуют цветы во дворах. Вот и ремонт в подъездах можно не «пробивать», а заранее подать на него заявку. Сделать это должен староста, говорят в администрации района. Но в том-то и дело, что в 23-м доме его нет. Жильцы здесь почему-то всё ещё рассчитывают на то, что придёт к ним инициативный дядя из администрации, соберёт собрание и... назначит этого самого «хозяина дома», который и будет работать за всех.