РЫБАКИ В КАВЫЧКАХ
– Я много лет вольно или невольно, по долгу службы или по внутреннему побуждению, как человек от природы любопытный и сердобольный, наблюдаю за поведением земляков, которым, с одной стороны, подфартило, что живут в Ярославской области, где изобилуют водоёмы, а, с другой стороны, крупно не повезло, – философствует заместитель директора областного поисковоспасательного отряда Андрей Мигунов.
– В каком смысле, Андрей Дмитриевич?
– А в самом прямом. Сколько уж лет подряд вместе со своими коллегамиспасателями – инспекторами ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам, недавно структурно примкнувшая, как и областная «пожарная команда», к МЧС) совершаем предзимние рейды по водоёмам области, и повсюду в пору ледостава наблюдается та же картина, позволяющая делать, извините за прямоту, вывод, что людям нужна не рыба, людям нужна... беда.
– То есть?..
– Какаято неведомая сила влечёт десятки, сотни рыбаков в кавычках к свежезамёрзшей воде. Ведь у многих из них и удочкито приличной в руках нет, и червей, и мормышек в наличии не имеется, а всё равно летятскользят деревенские и городские «рыбаки» по блестящему на солнце, прогибающемуся под сапогами, валенками и чунями молодому хрупкому ледку. Нередко навстречу собственной гибели.
– Почему вы слово «рыбаки» в кавычки берёте?
– Да потому, что и в самом деле многих наших потенциальных «клиентов», с которыми водолазы знакомятся, к сожалению... на большой глубине, влечёт на перволедок некая бесшабашная, не поддающаяся осмыслению русская удаль, восторг, гипнотизирующий вид замёрзшей водной глади, свежий, морозный ветер, скользящий по льду из дальнего прибрежного соснового бора...
– Да вы, Андрей Дмитриевич, романтик, поэт.
– К сожалению, в нашей профессии спасателя романтика и поэзия нередко заканчиваются на бескрайних ледовых сценах драмами да трагедиями. Мы ведём регулярные записи в журналах, в них отражены «подвиги» ледовых рыцарейярославичей, закончившиеся бесславно.
БЕЗ ПОРТВЕЙНА НЕ КЛЮЁТ...
Записи в том журнале настораживают. Даже если ограничиться лишь двумя знаменитыми водоёмами. Так вот, в прошлом году на озере Неро один человек утонул, двоим удалось спастись. В том же году на Плещеевом озере в Переславле один любитель подлёдного лова утонул, пятеро спасены. В этом году, как известно, зима была тёплой, капризной, непредсказуемой. Но далеко не все рыбаки делали «поправку на ветер». В результате на озере Неро отправились на дно восемь человек, а пятерых удалось спасти в последний момент. На Плещеевом озере спасатели вытащили из воды одиннадцать человек. Имеется и статистика, связанная с Волгой. В текущем 2007 году водолазами извлечено из реки 46 бездыханных тел, 84 человека спасены. Вот совсем свежий пример. 19 ноября. Тутаев. Правый берег Волги. Смертельно трезвый мужик, проигнорировавший запрещающий аншлаг, почти у самого берега провалился под лёд. Если бы не расторопность водолаза местной спасательной станции Сергея Егорова и медсестры Ирины Крайченковой, оказавшей любителю пешеходных прогулок по тонкому льду первую помощь, вряд ли этому тутаевцу довелось бы проводить нынче Год свиньи. Та же участь могла бы постигнуть и двух мужиков из Ростова, которым 15 ноября взбрело в голову порассекать на «каракатице» (самодельный мотоцикл на надувных автомобильных камерах) по только что покрывшемуся тончайшей ледовой бронёй озеру Неро. Одного мотоциклиста выловили из полыньи бойцы поисковоспасательного подразделения города Ростова Ю. Афанасьев, Ю. Кузьмин, водолаз Н. Хамзин. Поговоришь с бывалыми спасателями, и в голове невольно складывается собирательный образ среднестатистического рыбака. Такой не столько о рыбе думает, сколько о том, чтобы улизнуть из дому и на почтительном расстоянии от жены и тёщи, «среди лип, тополей и берёз», непременно на тонком и зыбком льду, под лёгкое завывание метели залудить парутройку стаканов «Зверобоя» или опустошить семисотку портвейна «777».
– Но это ещё рыбаки более или менее из интеллигентной прослойки, – говорит знающий предмет замдиректора областного ПСО Андрей Мигунов. – Периодически проводимые нами инспекционные обходы и объезды популярных мест «гнездований» рыбаков показывают, что возле искусственных лунок и прорубей скапливаются по 15 – 20 пузырьков дешёвого аптечного пойла марки «боярышник». Попадаются и бутылки изпод омывателя автомобильных стёкол, моющего средства для ванн и так далее.
Судмедэксперты, которым довелось обследовать рыбаковутопленников, в один голос утверждают, что среди ушедших под лёд примерно 95 процентов до своего последнего погружения изрядно «приняли на грудь».
ВЕРЁВКА – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА
– Настоящие рыбаки, которые речную или озёрную рыбу рассматривают сквозь призму бизнеса, пить на работе (а рыбалка для таких и в самом деле работа) не будут. И ловят они окуней, налимов и стерлядей не удочкой, а сетями, причём официально зарегистрированными. Такие «обветренные, как скалы» крепкие, деловитые мужички тысячу раз подстрахуются, прежде чем ступить на лёд, среди них бытует негласное корпоративное соглашение о взаимопомощи, случись что.
Чего не скажешь о диких, бесшабашных «самодеятельных» рыбаках. Уж сколько раз им твердили эмчээсники, что необходимо соблюдать элементарные правила безопасности, чтобы рыбалка, прогулка по льду водоёмов, которые в октябре – декабре покрываются зыбкой ледяной коркой и легко ломаются под ногами, не обернулась трагедией. Вообще, абсолютно безопасным даже для самого грузного человека считается лёд толщиной не менее 10 сантиметров в пресной воде. В то же время надо иметь в виду, что имеются на озёрах, реках и прудах промоины, роднички, рукотворные проруби, припорошённые снегом тёплые подводные коллекторы. Уж чего, казалось бы, элементарнее – взять с собой на рыбалку обыкновенную верёвку, чтобы в критический момент бросить её конец соседям по лунке. Манкируют. На том же озере Неро в прошлом году стал тонуть на глазах у десятков смертельно трезвых рыбаков человек. Торжественно, с достоинством, словно «Титаник», он стал погружаться в воду. Мужики бросили утопавшему соломинку... в виде лески. Тот её не заметил и топором пошёл ко дну.
У спасателей есть претензии к ЦДУ (центральному диспетчерскому управлению) Верхневолжских ГЭС в связи с тем, что эта служба либо совсем не оповещает о внеплановых (вне графика) сбросах воды на Волге (изза таяния снега, ледовых заторов), либо делает это с опозданием, что приводит в том числе и к несчастным случаям на Волге и её притоках.
СРЕДИ РЫБАКОВ
ЕСТЬ И ГЕРОИ
Кстати, о притоках. В Ярославле, например, к таковым относится река Которосль. Буквально вчера утром автор этих строк в банкетных туфлях пошёл в гости к рыбакам, что ловили удачу возле гостиницы «Юбилейная», у стен Спасо-Преображенского монастыря и при впадении Которосли в Волгу. Промочив ноги на закраинке из-за поднявшейся в реке воды (всю ночь работала Рыбинская ГЭС), подошёл я к разгорячённому рыбалкой и «старкой» (бутылка торчала из-за голенища валенка) рыболову. Поинтересовался для приличия уловом, а потом и толщиной льда в лунке.
– Улов – с гулькин, а линейку с собой забыл прихватить, – на чисто матерном языке, но в целом беззлобно ответил мужик и сунул большой палец в лунку, а затем поднял его вверх, опустив мизинец вертикально к плоскости льда. – Примерно четыре сантиметра толщина льда, – сообщил заплетающимся языком.
– Маловато будет, – предположил я.
– Нормально, Константин... – убеждённо заверил рыбак.
Пятидесятидевятилетний Александр второй раз с начала ледостава приезжает из Брагина в «город» попытать рыбацкого счастья.
– Вчера просидел до 15 часов, поймал судачка и двух подлещиков, а сегодня вот не везёт, – сообщил пенсионер, бывший рабочий шестого сборочного цеха шинного завода, ушедший по льготной «сетке» на заслуженный отдых в 55 лет. – Работать не могу из-за одышки и больного сердца, а вот рыбачить люблю: всё же двигаешься, воздухом свежим дышишь, да и улов какой-никакой при пенсии 3600 целковых лишним не бывает, – охотно рассказывает, прихлёбывая горячий чаёк, Александр, знавший Героев Социалистического Труда с ЯШЗ – сборщика покрышек из седьмого цеха Вячеслава Кузьмичёва (не рыбак) и Владимира Шмелёва (вот этот – рыбак!).
К рыбалке бывший шинник Александр приобщил и сына, и внука.
– С внучком рыбку ловим на даче в Прусове, уже деда обставляет.
Таких рыболовов – добропорядочных, трезвых, дисциплинированных – побольше бы.
Впрочем, толщина льда и в лунке сборщика покрышек была всего четыре сантиметра. На прощание я вручил приятному собеседнику листовку за подписью начальника Главного управления МЧС России по Ярославской области Павла Барышева. «Лёд непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов и камыша», – официально предупреждает генерал Павел Фёдорович.
И ведь дело говорит, мужики...