Всё началось с благого дела. На этом месте стоял неприглядный аварийный дом, жильцы которого наконецто дождались расселения. Оно велось на средства заказчика нового строительства, фирмы «Ярэкострой», в рамках соответствующей программы мэрии, суть которой в том, чтобы предоставить людям, проживающим в аварийном и ветхом фонде, нормальное жильё.
Расселили четырнадцать квартир, семьи поехали на улицу Щапова, на «пятерку», за Волгу. Комуто сделали ремонт, комуто (пожилым) помогли переехать. В общей сложности расселение вылилось инвестору более чем в 40 млн. рублей. Но без скандала не обошлось: нашлась женщина, которую не устраивал ни один из предложенных ей вариантов: усилиями администрации Кировского района её «расселили» только через суд.
Учредитель «Ярэкостроя» – ЗАО «Норский керамический завод».
– Эта площадка предоставлена нам под строительство почти четыре года назад, – рассказывает генеральный директор «НКЗ» Юрий Иванович Марченко. – Много хлопот было, но сейчас почти все они позади. Кроме офисных помещений, которые выйдут на улицу Свердлова, здесь будет 24квартирный жилой дом с подземной автостоянкой на двадцать машин. И ещё мы взяли на себя дополнительные обязательства по обустройству музея Собинова, который тут рядом: отремонтируем ливневую канализацию, приведём в достойный вид ограду.
Судя по словам генерального директора, за последнее время предприятие сделало заметный крен в сторону жилищного строительства. Оно попрежнему выпускает кирпич и одновременно возводит трёх – пятиэтажные дома в Брагине, Норском, начинает 200квартирный дом в посёлке Ивняки.
Заместитель генерального директора по строительству Александр Иванович Клочихин рассказывает:
– Мы готовы и дальше развивать взятое направление на строительство жилья. Мэр города объявил о намерении резко увеличить его объёмы. Пока, как известно, ярославцы на одном из последних мест по этому показателю в Центральном федеральном округе, и главная причина в том, что мы не столько строим, сколько согласовываем. В своё время наше предприятие брало на себя проработку всего этого квартала. Три года согласовываем и один год строим. И это несмотря на заверения, что бюрократические препоны в городе будут убраны.
Тут с Александром Ивановичем не поспоришь. Согласование любого объекта тянется не меньше двух лет, любой инвестор подтвердит. А если задумали строить в центре, то ещё больше, потому что, как сказал Клочихин, «вокруг одни памятники». Что делать, есть такое «неудобство» в Ярославле, и увязать с ним благие намерения по увеличению объёмов строительства, преображению внешнего вида города и условий жизни ярославцев действительно непросто. Но ведь надо! Вся проблема – как. Можно терпеливо распутывать ниточку за ниточкой клубок законодательных противоречий и местных реалий. А можно рвануть вперёд, не видя ничего вокруг, обрывая связи нового и старого и не вызывая ничего, кроме озлобления.
Какую тактику выберут мои собеседники, станет ясно уже в ближайшие недели. Пока ситуация выглядит так. Разрешение на строительство, по их словам, получено. Сейчас идёт «досогласование проекта». Этот витиеватый термин руководитель департамента историкокультурного наследия Юрий Аврутов пояснил редакции в упрощённом виде как намерение «построить здание выше, чем оно было спланировано изначально».
Инвесторы о том же говорят посвоему: «Появился вариант с возведением дополнительных мансард. Этот вариант сейчас и досогласовывается» (той части здания, которая выходит на улицу Свердлова, это, по их словам, не коснётся, тут всё останется, как на «картинке»).
Хотят больше заработать? Лишний этаж, пусть и мансардный, – это ведь лишние деньги.
– Да нет, – отвечают мне, – хочется только оправдать средства, потраченные на расселение. А нам: то идите к Лебедеву, то к Кокаурову, то к Аврутову. Вот и мечемся между ними.
Посочувствовать, конечно, можно. Но проблема высоты новых зданий, как и их масштаба, протяжённости, – ключевая при застройке центральной части города. Это залог сохранения лица Ярославля. Как бы не обижались инвесторы, когда им на это указывают, иначе ведь может получиться, что через пару лет безликое Брагино начнётся у нас от самой Ильинской площади.
Любая стройка не обходится и без повседневных страстей. А уж когда перед тем надо сносить старое здание – тем более. Как бы не задеть, не испортить соседнее, не придавить когонибудь. Так и здесь: площадка тесная, развернуться негде. Когда аварийный дом ломали (на нижнем снимке), у и. о. прораба Александра Николаевича Королёва, с которым мы тогда пообщались, душа болела только об этом. Сейчас все волнения остались, казалось бы, позади. Как вдруг обнаружилось, что газовики не отключили одну трубу. Всё газовики подписали, всё отсоединили, а про эту трубу забыли. Что если бы мальчишки пришли сюда поковыряться, какие могли быть последствия, ужасаются строители.
Наверняка не обойдётся без эмоций и ещё по одному поводу. На строительной площадке, обнесённой сейчас забором, оказались две огромные густые ёлки, каждой лет 20, а то и 30. Обе они с согласия Горзеленстроя должны быть пущены под топор (или под пилу, что одно и то же). Впрочем, ту, что ближе к улице Свердлова, Клочихин обещает сохранить. Можно, считает он, сберечь и вторую. Недавно Горзеленстрой получил специальную технику для пересадки таких деревьев.
Вот бы и вправду удалось! Стройка – дело прекрасное, но когда она идёт по живому, сил смотреть на это просто нет.