Из Ярославля караван машин выехал 17 октября. Через Москву, Воронеж, РостовнаДону «Газели» и МАЗ в сопровождении патрульной машины ДПС к раннему утру 19 октября добрались до Моздока. К условленному месту встречи у автовокзала вскоре подъехали два бронированных УАЗа с ярославцами из Грозного. Надо было видеть лица этих крепких, выносливых и подготовленных людей, когда их взгляд остановился на машинах с родными ярославскими номерами. Как признался один из них, будто домом повеяло от привычной нам здесь цифры «76».
Выстроившись колонной, выехали из Моздока. На крыше первого УАЗа – небольшая башенка. Это устройство, генерирующее радиопомехи, называется «Пелена». Ее задача – не дать боевикам взорвать фугас с помощью радиодетонатора. Наш маршрут проходил вдоль железной дороги. Асфальт вполне сносный, трясло не сильно, примерно как и на наших дорогах, да и в пейзаже за окном практически не было ничего очень отличающегося от средней полосы России. Разве что гуляющие поодаль коровы другой, непривычной окраски, да еще несколько раз попались ослики. Приглядевшись, удавалось заметить чрезмерно крупные папоротники, которых у нас нет. Цепляло глаз и необычное для нас состояние растительности у дорог; кустарник весь вырублен, оставлены только небольшие деревья, так что незаметно к дороге не подойти.
На территории Чечни поражает большое количество портретов Президента России Владимира Путина, президента Чеченской республики Рамзана Кадырова и его отца. На каждом крупном перекрестке, в каждом удобном месте, где у нас был бы рекламный щит, в Чечне располагаются портреты руководителей. Много и лозунгов вроде «100 дней президента Кадырова – 100 добрых дел».
До Грозного ехали около двух с половиной часов, без происшествий. Видели, как споро работают строители, возводящие новый мост через Терек (старый неоднократно взрывали и столько же раз латали на скорую руку). В город въезжали через красивейшие ворота, возведенные несколько лет назад и уже ставшие визитной карточкой чеченской столицы. Вообще строительные работы идут сейчас в столице республики непрерывно. Восстанавливаются старые дома, строятся новые. Очень много возводится частных домов из красного кирпича, больших, обнесенных глухими заборами. Во время командировки в другом городе часто не оказывается рядом друзей и родственников. А отпраздновать успешное подписание контракта очень хочется, вознаградив себя сполна за хорошо проделанную работу. В таких случаях выручают
секс знакомства в Уфе , которые помогают найти партнершу на ночь не из шлюх, а из безбашенных чистеньких студенток. Молодые девушки возбуждаются и текут от одного вида уверенного в себе и успешного мужчины. А если он придет в гости с дорогим напитком, то точно не устоят перед соблазном.
В настоящий момент службу на Северном Кавказе несут около 150 ярославцев. В основном в оперативной группе по Октябрьскому району Грозного. Большая часть района застроена частными домами. Почти все они так или иначе повреждены в результате предыдущих военных кампаний, две трети практически разрушены. А проживают здесь более 50 тысяч человек, 85 процентов – чеченцы.
Основные усилия ярославских милиционеров в Грозном сосредоточены на оказании помощи местным милиционерам – Октябрьскому РОВД. Чеченская милиция совсем недавно начала функционировать в том объеме, который привычен нам на «большой» земле. И, конечно, одного желания работать мало, надо еще уметь. И здесь необходима помощь милиционеров из Центральной России. Каждый ярославский специалист – сотрудник ГИБДД, уголовного розыска, следователь, специалист ПДН, лицензионноразрешительной системы и так далее – учит своего коллегу и работает вместе с ним.
Ярославцы, оторванные от дома, с большой радостью и интересом читали ярославские газеты, которые делегация привезла с собой. Каждому сотруднику были переданы посылки и письма от родных, видеоприветы, вручены премии и ведомственные награды. Были переданы благодарность губернатора Ярославской области А. И. Лисицына, подарки от администрации области, глав районных администраций. Для более комфортного несения службы для ярославцев были приобретены две стиральные машины (одна – в оперативную группу, вторая – бойцам отряда милиции специального назначения).
Представитель Ярославской епархии иеромонах Макарий трудился с утра до вечера. В расположении оперативной группы он отслужил молебен. Раздал бойцам иконки, освятил служебные помещения и автотранспорт. За помощью и советом к нему постоянно обращались бойцы. Николай Соловьев только в Грозном решил принять крещение.
Приезд ярославской делегации не прервал работу. В первые же часы нашего пребывания в оперативную группу поступило сообщение: рядом со школой обнаружен снаряд. Его нашел чеченец, собиравший металлолом. На место немедленно выехала следственнооперативная группа. Танковый снаряд остался со времен второй чеченской войны. Опасную находку было решено взорвать. Саперы грозненской военной комендатуры отнесли ее на безопасное расстояние от школы и накладным зарядом в 600 граммов тротила уничтожили снаряд.
Ярославские милиционеры охраняют Октябрьский район вместе с военной комендатурой, возглавляет которую Сергей Саркисян. Армянин по национальности, он родился и вырос в Грозном. С начала чеченских кампаний Саркисян борется с нефтяными минизаводами. Производство бензина было распространено здесь, как русское самогоноварение, почти в каждом доме. Да и сама установка работает по принципу самогонного аппарата. Тем более, что до нефти во многих местах копать не больше метра.
Сейчас нелегальных нефтеперегонных заводиков в Грозном почти нет. Их найти проще, чем членов бандформирований. Поэтому ситуация попрежнему напряженная. Хотя большая опасность грозит местным, чеченским милиционерам. Практически все чеченцы – и милиционеры, и боевики – повязаны кровной местью. Отсюда практически и ежедневные перестрелки. В одну из ночей нашего пребывания в Грозном неизвестные расстреляли чеченского милиционера.
На следующий день едем в Ханкалу. Дорога к базе руководства милицейскими подразделениями в Чеченской республике специально разбита. Сплошные ухабы и колдобины. Это сделано для того, чтобы по ней не смог разогнаться грузовик, начиненный взрывчаткой. Здесь в руководстве временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России несут службу шестеро ярославцев. Служба непростая, каждый день приносит новые заботы, но руководство ВОГОиП ярославцами довольно. Наши сотрудники отмечают, что приезд генерала – для них большое событие. Далеко не из каждого региона приезжают к своим землякам первые лица областных УВД.
В тот же день Петр Крупеня вместе с иеромонахом Макарием отправился в горы. Там, в Веденском районе, располагается база Ярославского отряда милиции специального назначения. Путешествие по Веденскому ущелью – как экскурс в новейшую чеченскую историю. В первую чеченскую кампанию здесь располагалась восточная группировка Дудаева. А с начала второй войны за господствующие высоты велись ожесточенные бои. В школе расположенного рядом села в период активных боевых действий была база Хаттаба. В горах жили и тренировались террористы. Сейчас их небольшие группы обосновались ближе к грузинской и дагестанской границам.
Ярославский ОМСН – последний оплот федеральных сил, заслон для еще оставшихся боевиков. На долю милицейского спецназа выпадают самые тяжелые задачи. Но о работе здесь никогда не рассказывают. А вот быт отряда с учетом полевых условий оставляет самое лучшее впечатление. За полтора месяца в горах милиционеры построили столовую, место для спортивных тренажеров и даже баню.
Нам пора возвращаться домой, а ярославцы, оставшиеся нести службу в Чеченской республике, на прощание признались, что встреча с земляками и весточки от родных и близких добавили им бодрости и хорошего настроения.